Андрей Мерзликин : «Единственная мечта – измениться так, чтобы, глядя на меня, мои дети хотели стать лучше!»

На недавно завершившемся «Кинотавре» Андрей Мерзликин представлял сразу два фильма: «Родина» и «Зеленая карета». Редактор Grazia Наталья Сысоева поговорила с актером о картинах, его режиссерских амбициях и единственно верном способе воспитания детей.
Андрей Мерзликин
Андрей Мерзликин
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: В каком-то смысле вы человек с двумя «Родинами»: в начале года вышел сериал Павла Лунгина, где вы играли одну из ролей. А теперь предcтавляете фильм Петра Буслова с таким же названием.
АНДРЕЙ МЕРЗЛИКИН:Да, многие сейчас об этом говорят. В наших кинокругах даже смеются, что есть «Родина Лунгина», и другая – «Родина Буслова». Родина, у нас, конечно, единственная, но это два совершенно разных взгляда. Можно задуматься над тем, что в один год выходят две картины взрослых серьезных режиссеров с таким названием. Наверное, здесь имеет место какая-то этимология смыслов.

GRAZIA: Какая у вас роль в фильме?
А.М.: Там у меня небольшой персонаж, но он функциональный, необходимый для главного героя, которого играет Андрей Смоляков. Но для меня был важен не столько персонаж, сколько встреча с режиссером Петром Бусловым. Конечно, хотелось бы поработать дольше и глубже. Но я сразу знал, что Петя даже в эпизоде постарается показать актеру какие-то точки, которые дадут опереться и не быть, как говорится, «просто так в фильме». Поэтому даже второстепенные герои иногда не только украшают картину, но и помогают открыть в ней третий и четвертый смыслы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Зато в «Зеленой карете» у вас главная роль. Как вы попали в эту ленту?
А.М.: Когда мне впервые предложили сценарий, я отказался. Потом прошел год, и я снова сказал «нет». Но затем, когда мне позвонил сам Ренат Давлетьяров, выступивший продюсером картины, ответил утвердительно. Он объяснил, что не будет вмешиваться в творческий процесс, а отдаст его на откуп режиссеру Олегу Асадулину. И меня даже в какой-то степени попросили в нем поучаствовать и стать если не соавтором, то соучастником в создании картины и героя. Выходит, мне действительно дали необходимую свободу. Это был хороший опыт, а также замечательная проверка моего вкуса, интуиции, получилось посмотреть, правильно ли я мыслю вообще. Для меня «Зеленая карета» – этапная картина, которая во многом расставит точки над i.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Андрей Мерзликин
Фильмом-закрытием «Кинотавра» стала картина «Зеленая карета».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Одна из сцен фильма снималась на «Кинотавре» в прошлом году, не так ли?
А.М.: Да, к тому моменту рабочий процесс подошел к концу, и нам оставался всего лишь один, но очень важный эпизод, где мы застаем героя в момент его триумфа. Он получает главный приз. Создать необходимый антураж производственным путем было невозможно. Поэтому мы обратились к организаторам фестиваля, получили добро от Александра Роднянского, за что я ему лично благодарен. В результате съемки во время церемонии стали очень ярким событием, своеобразным флешмобом. И украсили, на мой взгляд, само мероприятие. И в конце все ахнули: «Почему это тут Мерзликину награду дают?!» Гости ведь не знали, что прямо сейчас делается фильм. Так что наши звезды сидели в зале и сыграли лучшие в своей жизни камео, с чем я их всех поздравил. И мы теперь коллеги не только по цеху, но и по ленте «Зеленая карета».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: В картине вы сыграли режиссера. Вы себя в этом амплуа пробовали – снимали короткометражку. У вас еще есть режиссерские амбиции?
А.М.: Если они есть, то проявятся. Но я бы сказал, что они в зачаточном состоянии, не хватает решительности и опыта. Да и этой профессии нужно учиться. А я не оканчивал высших режиссерских курсов. Поэтому дальше короткометражного кино вряд ли пойду. Хотя честно скажу: попробовав один раз, заразился этой болезнью и хотел бы повторить эксперимент. Иногда даже ловлю себя на мысли, что живу мечтой стать режиссером. Но тут я трезво оцениваю свои силы.

GRAZIA: Вы очень много снимаетесь. Только на этот год у вас заявленно еще шесть проектов плюс те, которые уже вышли. У вас есть потребность постоянно быть в работе?
А.М.: На самом деле я не так сильно занят, это во всех списках нет градации короткометражных фильмов и эпизодических ролей. Если брать проекты, где я действительно ударно трудился, то их в разы меньше. Честно говоря, я полгода снимаюсь, а полгода отдыхаю. И такой хороший временной интервал позволяет и поработать, и потом набраться сил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: И на что уходят свободные полгода?
А.М.: Все очень просто, даже примитивно: на семью, на детей. У меня очень большая зона ответственности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Андрей Мерзликин
Андрей Мерзликин сыграл успешного режиссера, а Виктория Исакова – его жену-актрису

GRAZIA: У вас подрастают две дочери и сын. Чему самому главному вы мечтаете их научить?
А.М.: Да я бы не против себя чему-то научить в их присутствии. Наверное, моя единственная мечта – измениться так, чтобы, глядя на меня, они хотели стать лучше.

GRAZIA: Воспитываете личным примером?
А.М.: А другого способа и не существует. Важно самому быть тем, кем ты мечтаешь видеть своих детей. Так же как и все, что требуешь от людей, общества, государства, спрашивай и с себя. Тождественное притягивает тождественное – таков закон математики, не философии. Мне кажется, этому нужно в школе учить: измени себя, и мир вокруг изменится. Касается и детей, и близкого окружения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Как предпочитаете отдыхать?
А.М.: У меня с некоторых пор не то чтобы нет времени на себя любимого, но, говоря о зоне ответственности, есть вещи, которые я просто обязан делать. А уж потом идут те, которые мне хочется претворить в жизнь. Поэтому все свободные минуты распределены между обязанностями. Дети – мои близкие друзья, они растут быстрее, чем можно было предположить. У нас своеобразная гонка: я пытаюсь менять себя, а они – перерасти меня. «Как бы я мечтал провести отпуск?» – я этот вопрос себе так давно не задавал, что даже не представляю, как ответить. Поехать на море и лежать на пляже или по музеям ходить, не знаю. Но уверен, что каждый год хотел бы приезжать на «Кинотавр». Потому что фестиваль так изменился и стал действительно «про кино», а не «про тусовку». Жюри тут правда работает, качество фильмов выросло, диапазон тем расширился. Однако не удается, к сожалению, на весь период оставаться. Но сегодня я рад, что нахожусь тут не в качестве гостя, а участника. Все-таки две картины. И скажу честно: это именно то, чего мне хотелось.