Слишком дорого: когда не нужно инвестировать в вещи

Модные эксперты в унисон убеждают нас инвестировать в «знаковые» вещи, уверяя, что каждая настоящая модница непременно должна быть обладательницей сумки Birkin и лодочек Manolo Blahnik. Действительно ли это так? Ванда Вонг, автор блога Vanda Style, рассказывает о том, когда от модной инвестиции лучше отказаться.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я не сторонник вещей-инвестиций – тех, на которые нужно откладывать целый год или жертвовать ради них отпуском (а то и двумя). Чаще всего, они благополучно устаревают через пару лет, так же, как и вещи "неинвестиционного" характера. Не буду отрицать, что действительно хорошая сумка, пальто, пара обуви лучше, чем они же, представленные в марках, стремящихся предложить самую низкую цену.

Тем, у кого нет ни одной идеально отшитой кожаной сумки (оба условия важны), я обычно рекомендую подумать о ее приобретении. Также не скрою своего наблюдения, что вещи haute couture, хранящиеся в коллекциях музеев моды (не все, но поразительно многие) выглядят весьма актуально и сейчас, независимо от того, в каком десятилетии они были сшиты, начиная с 20-х годов XX века. На чем, собственно, и построен бизнес по продаже винтажных вещей. Но. И вот здесь будет очень важное «но», ради которого затевалась вся статья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мечтать о вещах по заоблачным (не «неприятным» — именно заоблачным) для вас ценам (у всех этот порог разный: у кого-то двести долларов, а у кого-то – двадцать тысяч, а у кого-то и все два миллиона), мечтать о таких вещах и делать их приобретение своей целью – очень вредно. Да-да, вредно. Не потому что это разоряет ваш семейный бюджет. А потому что эти мечты мешают (именно мешают!) вам хорошо одеваться. То есть они не способствуют удовлетворению потребности хорошо выглядеть, а, наоборот, загоняют вас в тихий и печальный угол, где вы остаетесь без денег, без радости, но зато в компании с вещью, которая вам, весьма вероятно, еще и не идет. Объяснение будет несколько многословным, но оно того, надеюсь, стоит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только недавно я поняла, как важно разделить потребность в чем-либо и объект приложения потребности, который, при недостаточно пристальном взгляде, и кажется нам этой потребностью. Сейчас поясню. Вот, например, идете вы зимой по серой улице. И вдруг крыши заблестели на солнце, вы почувствовали запах ветра, соленый и сырой, как в зимнем Сочи, а в наушниках затянул чувственный припев кто-то особенно сладкоголосый. «Весна!», — вздыхаете вы, поднимая голову к синему небу и белым облакам — «влюбиться бы!». Вообще-то вы влюблены уже сейчас. Потребность есть, объекта – нет.

Но сердце бьется, дыхание сбивается, даже губы уже призывно приоткрыты. И тот скучный тип в синем костюме, поедающий бизнес-ланч в кафе, уже проходит по категории «а может, он?». И парень за рулем в соседней машине в пробке. И коллега. И какой-то новый знакомый знакомых. Безусловно, всегда есть шанс, что, пребывая в таком «уже влюбленном» состоянии вы кого-то встретите и проживете с ним счастливо всю жизнь (или не всю, но все равно счастливо). Но есть и другой шанс. Первый выбранный объект не разделит вашего желания, второй – не поймет. Третий окажется вообще не тем, кого вы искали. С потребностью кого-то любить вы не разобрались (откуда она? Почему появилась? Как с ней быть?), зато за плечами образовался груз нескольких невзаимных привязанностей и не самых радостных отношений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С нарядами, которые кажутся объектами вожделения, происходит то же самое. Когда вы маниакально хотите приобрести платье Oscar De La Renta, это говорит лишь о том, что у вас есть потребность красиво одеваться. Но вы ее не замечаете, не выделяете, не думаете о ней. Вместо того, чтобы отметить: «О, я хочу красиво выглядеть! Что для этого нужно сделать?», вы думаете «Хочу это платье! Как мне его купить? Как заработать? Кого ограбить?». В первом случае вариантов удовлетворить потребность огромное количество. Во втором – только один. Купить чертово платье. Иначе вам кажется, что жизнь не удалась (и пока она не удалась, можно ходить в затрапезных кофточках, не все ли равно). И что вы какая-то не слишком удачливая и успешная, если не можете заработать на платье. И что если вы такое платье не носите – то грош вам цена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не лучше выходит, и когда деньги на такую покупку, наконец-то, находятся. Мужчина из примера выше, все-таки, живой человек, он может отбиться от женщины, которая напала на него, сгорая от потребности кого-то любить (а он просто мимо проходил или за хлебом в очереди стоял). Вещь в магазине от вас отбиваться не станет. Уж если вы на совесть вознамерились ее купить, заложили фамильный замок и взяли кредит под залог телефона, то она смирно ляжет в фирменный кофр. Потом эта вещь, равно как и мужчина, может оказаться «не вашей». Но сознаваться в такой грандиозной ошибке будет неприятно. Вы будете носить ее, потому что деньги потрачены. Вам будет жаль ее продать за три копейки или передать кому-то в качестве гуманитарной помощи. Поэтому она займет почетное место с пивом на диване...то есть нет, простите, на полке в шкафу. И там останется ближайшие лет десять. Вам это надо?»

Ванда Вонг, автор блога Vandastyle