Много раз в детстве, рассматривая репродукции картин известных художников, я мечтала шагнуть из своей реальности в нарисованный мир, существовавший десятки или даже сотни лет тому назад. И, как обычно, самые странные мечты имеют обыкновение сбываться. Однажды мне действительно довелось «шагнуть в картину» и превратиться в девушку в красном, написанную австрийским художником Эгоном Шиле. Мне повезло стать частью проекта To be a Muse, реализованного командой прекрасных художниц Лилией Корнели из Вены и Ольгой Шлёмер из Гамбурга.

Юлия в образе сидящей женщины с согнутым коленом с картины Эгона Шиле
Юлия в образе сидящей женщины с согнутым коленом с картины Эгона Шиле

Рассказывает Лиля Корнели, фотохудожник и автор проекта To be a Muse:

Идея появилась совершенно случайно, когда я переехала жить из Гамбурга в Вену. Город вдохновил меня настолько, что захотелось снова взять в руки камеру (в Гамбурге у меня произошла большая пауза в творчестве) и показать то, что я вижу и чувствую. Сначала здесь у меня не было ни друзей, ни знакомых, и я стала делать автопортреты в образах с картин художников, близкое знакомство с которыми у меня произошло именно в Вене. Первой работой стал образ с картины Эгона Шиле — портрет Адели Хармс в зелёных чулках.

Ольга Шлёмер в образе женщины в зелёном чулке с картины Эгона Шиле
Ольга Шлёмер в образе женщины в зелёном чулке с картины Эгона Шиле

Процесс подготовки к съемке в проекте
Процесс подготовки к съемке в проекте

Ольга Шлёмер, стилист проекта:

Когда мы с подругой приехали к Лиле в Вену, она устроила нам приём, как настоящим высоким гостям — начиная с экскурсии по местным достопримечательностям и заканчивая съёмкой в образе муз. После наших восторгов стало ясно, что такой программе обрадуются многие. Так и родилась идея приглашать в столицу Австрии тех, кому интересны путешествия не только в пространстве, но и во времени: наши героини могут почувствовать себя и средневековой красавицей, и флэппером из ревущих двадцатых, и танцовщицей начала двадцатого века.

Муза (Света Падерина) и портрет
Муза (Света Падерина) и портрет

Слёт муз, на котором довелось побывать лично мне, стал третьим по счёту. Он был не совсем обычным, поскольку проходил при поддержке венского музея искусств Albertina, где в тот момент открывалась выставка, посвящённая творчеству Эгона Шиле. И потому гостьи проекта, приехавшие из России и других городов Европы, перевоплотились в муз именно этого художника.

Муза (Света Падерина) — уже в образе
Муза (Света Падерина) — уже в образе

Светлана в образе женщины в красном с картины Эгона Шиле
Светлана в образе женщины в красном с картины Эгона Шиле

Ольга:

Мы питаем особую слабость к художникам, творившим в конце XIX — начале XX веков. В это время происходило столько нового и в обществе, и в искусстве: эмансипация женщин, прорывы в науке, рождение новых стилей в архитектуре, живописи, музыке… Этому периоду принадлежит и короткая жизнь Эгона Шиле, художника, чьё имя неразрывно связано со столицей Австрии. Его особый взгляд на женщин, умение несколькими штрихами передать страсть, движение, а также то, что его героини выглядят на удивление современно — всё это делает Шиле одним из любимых мастеров и источников вдохновения проекта To be a Muse.

Василиса в образе спящей Гертруды (сестры художника) с картины Эгона Шиле
Василиса в образе спящей Гертруды (сестры художника) с картины Эгона Шиле

Лилия:

Мы никогда не ищем муз под произведения. В этом и состоит смысл проекта. Мы хотим показать, что прекрасные незнакомки с картин художников, музы, которыми восхищаются поколения людей, — живые и реальные женщины. И в каждой из нас живёт частичка прекрасной музы. Нам пишут девушки, желающие принять участие в проекте, и я в ответ прошу выслать фотографии и рассказать пару слов о себе. Подолгу рассматриваю лица наших будущих муз, вдохновляюсь ими и сразу вижу картину, которую мы потом всей командой воспроизводим.

Даша в образе танцовщицы Моа с картины Эгона Шиле
Даша в образе танцовщицы Моа с картины Эгона Шиле

Самым увлекательным для меня было узнать, как происходит перевоплощение девушки, живущей в XXI веке, в прекрасную музу с картины прошлого или позапрошлого столетия. Сколько времени это занимает? Сколько усилий требуется приложить?..

К моему великому удивлению, та колоссальная работа, которую проделывают художницы, оказывается лёгкой и спокойной для главной героини картины. В Лилиной студии светло и просторно, кругом расставлены цветы и пирожные, и в непринуждённой обстановке кудесница Екатерина Боброва, отвечающая за макияж и причёски, буквально взмахом волшебной палочки создаёт нужный образ!

Муза и портрет
Муза и портрет

«Когда мы определились с образами муз, для меня начинается самое интересное — выбор одежды и реквизита. Я стараюсь уловить общее настроение, цветовую гамму портрета. Смотрю на одежду, как на краски, как если бы я рисовала тканью. В этом мне очень помогает мой собственный опыт живописи, — рассказывает Ольга. — А когда держишь в уме определённую цветовую палитру, найти нужную вещь в магазине уже дело времени. Основная идея построения образа и одновременно самый большой вызов для меня — это полный отказ от того, что я для себя называю «костюмированием». Мы не копируем, а хотим провести некую параллель между теми, кто изображён на вдохновившем нас портрете, и нашими современницами. Мы не берём в аренду театральные костюмы. И шить что-то специально приходилось всего два раза за всё время нашей работы. (Впрочем, один раз мне пришлось самой плести японский веер, и это мне даже понравилось.)


В идеале наша героиня могла бы просто выйти на улицу в созданном нами образе, и никто бы не подумал, что она сбежала со сцены театра. Потому одежду для наших муз я ищу в обычных магазинах. Главный критерий выбора — полное соответствие реквизита нашей идее, будь то хлопчатобумажные шорты из H&M или золотое колье от Cartier, безымянная рубаха из винтажного магазина или расшитое бисером шёлковое платье Prada. Главное, чтобы выбранный нами предмет занял на фотографии своё место».


View this post on Instagram

Ну вот мы и готовы поделиться с вами результатом нашей работы над образом с картины шотландского художника и графика Уильяма Странга. Его "Девушка в меховой накидке", написанная в 1911-м году стала первой работой, ремейк которой мы сделали для прооекта @tobeamuse 💛 Мы очень надеемся воссоздать ещё не один образ с картин этого прекрасного художника с помощью наших волшебных муз. В связи с этим напоминаем, что наш четвёртый международный слёт состоится 27−28 мая и у нас осталось одно свободное место. Занимайте его, пишите нам и становитесь ещё одним вдохновением проекта💕 А Музой этого ремейка — стала чудесная девушка Элизабет @misses_popisses из города Граца, у которой замечательный блог о путешествиях. Над образом работали наши волшебницы Катя @ekaterinabobrov — волосы/макияж 🎨 Оля @eclecticesque -стиль 👗👠 И Света @girlsdreams_boutique — жемчужные украшения для волос 👑 #tobeamuse #artstarsmag #reincarnation #williamstrang #girlwithafurcape #portrait #daily_art #artstagram #hommage #remake

A post shared by #tobeamuse (@tobeamuse) on


После того как муза одета, Лиля ищет нужный ракурс и делает несколько точных кадров, а Оля в это время добавляет необходимые «штрихи к портрету» — это может быть движение затрепетавшего на ветру шарфа, упавший на глаза локон, живописная складка на платье.


View this post on Instagram

"Её грация — ангельская, её дискурс — дьявольский…", писал об этой удивительной женщине американский арт-дилер, пропагандист сюрреализма Джулиен Леви, а Макс Эрнст охарактеризовал её так: ".итальянская агрессивность, скандальная элегантность, её фантазия, её страсть…". Сегодня её называют самым "недооцененным" художником 20 века. А ведь она принимала участие во всех крупных выставках сюрреалистов (чьей Музой считал её Андре Бретон) наравне с Сальвадором Дали, Максом Эрнстом и Пикассо, писала прозу, занималась дизайном и книжной иллюстрацией. Именно она стала автором культовых духов «Shocking», которые впоследствии вдохновляли Жана-Поля Готье и была художником по костюмам в фильме Феллини «Восемь с половиной». Леонор Фини — воспевательница женской красоты и сексуальности говорила: "Любая живопись эротична. Этот эротизм не обязательно должен быть в теме произведения, он может проглядывать в форме письма одежды, дизайне руки, складках ткани". В её автопортрете со скорпионом (1938), который мы воспроизвели с нашей неповторимой Музой Владой, Фини изображает себя с настороженным взглядом, хотя сама поза говорит о полной уверенности в себе. Эротизм и угроза скомбинированы в единый электризующий эффект: складки, цвет и воланы на блузе напоминают туловище скорпиона, в то время как что-то выглядывающее из её перчатки, ни что иное как ожерелье, принявшее форму жала скорпиона (Для нашей съёмки мы выбрали великолепную брошь-скорпиона @albertaferretti от @girlsdreamsstore). Прорези на рукавах блузы могут иметь сексуальный подтекст и выглядеть вызывающе, но наша героиня безусловно может защитить себя. Сама Фини говорила, что пишет картины, «которых нет, но которые хотелось бы видеть». Она заявляла, что использует изображения из своего подсознания, пытаясь создать образ «новой женщины», которую видит как богиню, амазонку-воина или сладострастную любовницу, и этот образ основан на мистике и страсти. Muse @rakickavlada Hair/makeup @ekaterinabobrov Jewelry @girlsdreamsstore Assistant @dinamicme7 #tobeamuse #reincarnation #leonorfini #selfportraitwithscorpion #magicrealism #selfportrait #artstarsmag #museoftheday #art_daily #art_we_inspire #remake #artdaily

A post shared by #tobeamuse (@tobeamuse) on

Все детали прорабатываются «вживую», даже самые незначительные. Работа в фоторедакторе используется лишь для того, чтобы придать снимку большую схожесть с картиной.

Художники и музы
Художники и музы

«Для меня самый большой плюс работы для To be a Muse — возможность познакомиться с необычайно интересными девушками, — продолжает Ольга. — Наши героини непохожи друг на друга: мы работали и с успешными бизнесвумен, и с дизайнерами, и с фотохудожницами, и с теми, кто посвятил себя семье и детям, и даже с учёными. Общее у всех наших муз — они натуры творческие, смелые, спонтанные, решительные и любопытные. Прекрасная смесь качеств характера, не правда ли?»

Лиля Корнели в образе Эгона Шиле (автопортрет)
Лиля Корнели в образе Эгона Шиле (автопортрет)

Когда работа над «холстами» была завершена, все музы в образах с картин Эгона Шиле отправились на торжественный вечер в музей Albertina! Это бы костюмированный бал: жители Вены и гости австрийской столицы пришли в одежде, стилизованной под эпоху Сецессиона (примерно конец XIX века), поэтому музы оказались буквально у себя дома и могли позировать на фоне «собственных портретов».

Лилия Корнели с дочерью и фрагмент картины Густава Климта «Три возраста женщины»
Лилия Корнели с дочерью и фрагмент картины Густава Климта «Три возраста женщины»

Кстати, следующий слёт муз будет посвящён творчеству другого замечательного художника — Густава Климта, и он состоится в конце августа. А осенью графику Климта и Шиле можно будет увидеть и в Москве, в ГМИИ имени Пушкина.

Светлана Падерина, Light On Mars

To be a Muse

Репортажные фото — Янита Сумейко