Король умер. Да здравствует Королева: что стало с домом моды Alexander MсQueen

«Я думаю, что когда умирает дизайнер, дом моды должен последовать за ним», — сказал Александр Маккуин за 9 лет до самоубийства. Трагическая смерть дизайнера фактически стерла бренд с модной карты: исчезли платья из перьев, цветастые райские птицы и женщины в роскошных костюмах. Но как мы видим, дом продолжает жить и развиваться. Так может великий кутюрье как обычно драматизировал? Исследователь моды Андрей Дмитриев – Радвогин расскажет нам всю правду: от дуэлей с финансовыми неприятностями до призраков, которые до сих пор населяют ателье.
Король умер. Да здравствует Королева: что стало с домом моды Alexander MсQueen
Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)
Андрей Дмитриев-Радвогин
Знает о Маккуине все и даже больше

Несмотря на самоубийство дизайнера в феврале 2010-ого года и плачевное финансовое состояние компании, руководство «Гуччи Груп» (основной держатель акций «Александр Маккуин») принимает решение о продолжении работы модного дома под управлением нового креативного директора Сары Бёртон. Она далеко не новый человек в модном доме: ещё с далёкого 1996-ого года она являлась личным помощником и правой рукой Маккуина, как никто другой понимая тонкости творческого процесса дизайнера и его эстетические ориентиры во время создания коллекций. Можно сказать, что со временем Бёртон стала вторым лицом Маккуина, основой его эффективной команды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Мода того периода была ориентирована на упрощение и демократизацию коллекций. Сложилась непростая ситуация, в которой Бёртон необходимо было сохранить совокупность уникальных образов и эстетику дома «Маккуин», но при этом жёстко следовать актуальным задачам модного рынка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



Главной проблемой становится само многогранное наследие Маккуина. Его бушующее многообразие образов. Перед нами не классический дизайнер. Нет, перед нами настоящий художник-визионер, руководствующийся в первую очередь собственными сложными мистическими переживаниями. Вместо классических коллекций зритель получал высказывания художника, его реакцию на события окружающего мира, историю, место женщины в обществе в частности и судьбу человечества в целом. Идея трансформации женщины в животное, птицу или земноводное, моменты священного экстаза или кровавого жертвоприношения, внутренние демоны человека, тема смерти и связь с потусторонним миром- это только малость из общего моря идей Маккуина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главным в его творчестве был сам показ, который к концу жизни дизайнера переродился в полноценную мистерию, сочетающую в себе элементы моды, современного искусства, музыкального представления, перформанса и даже отдалённый флёр рок-концерта. Каждый раз это было что-то свежее, необычное и крайне провокационное. Так в одной коллекции появлялись отсылки к кровавой странице взаимоотношений Англии и Шотландии (The Widows of Culloden), где Маккуин обращался к образу исторического платья и национальным шотландским костюмам, а в другой (La Dame Bleue / памяти Изабеллы Блоу) по подиуму дефилировали цветастые райские птицы и женщины в роскошных костюмах с элементами гротескно преувеличенных кимоно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Но могло ли так продолжаться после смерти Маккуина? Определённо нет. Поклонникам нужно не абстрактное высказывание любого художника, а конкретные действия именно Маккуина. Продолжение вечно изменяющегося карнавала образов невозможно без своего мастера. Иначе получается ложь. Что же предприняла Сара Бёртон?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


По сути дела она поступила единственно правильным образом, выделив основные и самые узнаваемые элементы образного мышления Маккуина, переходящие из коллекции в коллекцию, и сфокусировала своё внимание на них. Новый креативный директор обобщает их, сглаживает, встраивая в реальность современной модной индустрии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В первую очередь Бёртон сохраняет сам базис бренда — Женщину от Маккуина. Как бы это выразить словами? Привинтивно опасную. Точно смотришь на грациозную чёрную пантеру, утопая в её пластичной гибкой грации, при этом помня, что одно неловкое движение может стоить тебе жизни. С первых коллекций Мастер вывел свой собственный силуэт: из под его пера вышли жакеты с жёстко утянутой талией и крайне экспрессивным декольте, что в первую очередь говорило бы зрителю о классическом образе женской сексуальности, но компенсировали эти элементы не просто подчёркнутые плечи (в случае Скиапарелли или Сен-Лорана служащие для ещё большего визуального эффекта стройной талии), а даже несколько преувеличенные в объёме, надставленные. Это позволяло добавить нотку маскулинности, создавая удивительную эклектику между яркой женственностью и силой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюда же можно добавить и тему «анатомических» корсетов, напоминающие доспехи гладиаторов, которые Бёртон так или иначе интерпретирует в своих коллекциях с помощью обилия кожанных вставок или даже отсылок к атрибутики БДСМ движения (что очень лаконично вписывается в наши дни, где портупея стала неотъемлемым элементом показов самых разных дизайнеров).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Далее Бёртон обращается к цветовой гамме, выделяя основные цвета: чёрный и красный. Так же расширяя свою палитру, она руководствуется взглядами Маккуина, часто предпочитавшего «притушить» яркость цвета, создать ощущение патины или налёта старины. Это и позволяет поддерживать то ощущение таинственности и напряжённого выжидания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Естественно, такие важнейшие приёмы, как использование в отделке перьев птиц или же принтом с тематикой чешуи, кожи земноводных или крыльев бабочек, занимают важное место в современных коллекциях. Однако стоит отметить, что теперь их использование стало куда более аккуратное, не переходящее в авангард.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


И главное: в выборе основного образного вектора из всего наследия Маккуина (от исторического костюма до футуризма и постапакалипсиса) Бёртон выбирает исторический романтизм. Выбор крайне удачный, ведь если вы вобьёте в поисковике название бренда без уточнений даты, то скорее всего вам выпадет подборка именно исторических образов Александра Маккуина. К тому же это направление крайне удобно ввиду многообразия возможных отсылок, задействованных в коллекции, и прекрасно вписывается в эклектичные образы. Исторический романтизм позволяет удачно лавировать в современном модном мире. Ведь романтизм — это не всегда про принцесс в нежных платьях. Здесь есть место и готике, и опасности, а главное возлюбленным призракам Александра Маккуина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вот уже почти 10 лет Сара Бёртон возглавляет дом «Александр Маккуин», бережно сохраняя его наследие и актуальность. То, что уже в 2011-ом году Бёртон стала британским дизайнером года, а платье из её коллекции для дома «Александр Маккуин» было названо платьем и года, и то, что она удостоилась чести создать свадембное платье для королевской свадьбы — ещё раз свидетельствует, что перед нами модельер высочайшего класса! Так что дом «Александр Маккуин» в надёжных руках.