Ида Лоло желает видеть суть вещей

Я уверена, что вы хоть раз в жизни слышали или даже сами задавали вопрос из разряда: «На что вы смотрите? Я тоже так могу!» Это я про выставки современного искусства. Но вместе с тем, если вам приходилось бывать на биеннале, вы наверняка удивлялись,...

Я уверена, что вы хоть раз в жизни слышали или даже сами задавали вопрос из разряда: «На что вы смотрите? Я тоже так могу!» Это я про выставки современного искусства. Но вместе с тем, если вам приходилось бывать на биеннале, вы наверняка удивлялись, и не раз.

А ведь мы уже очень редко чему-то удивляемся. Например, вы видите скульптуру, и вам кажется, что она резиновая, подходите ближе и – ого! – на самом деле железная (это я про игрушки Джеффа Кунса).

Или при вас, уверена, много раз обсуждали «Черный квадрат» Малевича. Но ведь он не черный в полной мере, он имеет фактуру, это исследование возможностей одного цвета и композиции. А история создания картины раскроет ее суть. Малевич работал над эскизами декораций и костюмов для оперы Матюшина «Победа над Солнцем» 1913 года. Одной из декораций был как раз черный квадрат, означавший пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: он появлялся вместо солнечного круга.

И прелесть современного искусства как раз в том, что у нас есть возможность «потребить» не только его форму, содержание и воздействие, но и понять суть. Архивы
еще свежи, а в большинстве случаев живы сами авторы, которые расширяют наше сознание через свои работы. И если первого впечатления недостаточно, то есть возможность обсудить работу с художником или прочитать его интервью.

Наш век – время информационного перенасыщения, когда материалы подаются раскрытыми, развернутыми и даже с выводами, отнимая у нас возможность думать самим. И на эту тему есть прекрасная скульптура английского художника Бэнкси CCTV Angel. Или вспомните серию его граффити о засилье камер скрытого наблюдения (CCTV-камер), из-за которых мы рискуем превратиться в общество, описанное Оруэллом в романе «1984». И еще много-много тем, взглядов и рассуждений открывает нам искусство, предлагая самостоятельно мыслить, развиваться, жить и даже, возможно, однажды убедить всех: «Я тоже так могу!»