Андрей Мерзликин: «Я и не думал, что снимаюсь в комедии!»

GRAZIA поговорила с Андреем Мерзликиным о вреде жизни по плану, трудностях работы с грамотными сценариями и смехе не без причины.
В кинотеатрах стартует фильм «Рассказы» Михаила Сегала – проект, состоящий из четырех новелл, мы сможем увидеть уже 15 ноября. GRAZIA поговорила с Андреем Мерзликиным, сыгравшим главную роль в одной из историй, о вреде жизни по плану, трудностях работы с грамотными сценариями и смехе не без причины.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Андрей Мерзликин
Андрей Мерзликин

GRAZIA: Ваша новелла называется «Мир крепежа» – и, кажется, именно с нее начался проект. Можете рассказать, как все произошло?
АНДРЕЙ МЕРЗЛИКИН: С Михаилом Сегалом мы дружим еще со ВГИКа, с середины 90-х. Миша сам работал над сценарием – и превзошел мои ожидания. Я-то полагал, что все про него знаю: режиссер, снимает клипы. А оказалось – не только: он еще и прекрасный писатель! Конечно, от роли я не отказался. А когда «Мир крепежа» победил на «Кинотавре» в 2011-м, Михаилу предложили сделать полный метр. Что самое удивительное для меня – это случилось в июле, а в октябре фильм был уже готов.

GRAZIA: О чем он?
А.М.: «Мир крепежа» – одновременно и название магазина, который герои видят из окна, и аллегория: все люди каким-то образом «крепятся» друг к другу. Я играю человека, который устраивает свадьбу молодой пары. Тем, кто прошел через подобную церемонию или сталкивался с вопросами ее организации, узнавание ситуации обеспечено. По сути, кино – о представлении молодых людей «как должно быть»: с оглядкой на Запад, желанием сделать праздник по-европейски и ощущением себя провинциалами. А главное – о стремлении все контролировать. Мой персонаж это понимает и предлагает клиентам распланировать не только торжественный день, но и всю совместную жизнь – вплоть до выбора любовников и расставания. И вот тут мы уже видим глобальный абсурд ситуации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Вы таких людей встречали в реальности?
А.М.: В общем, да. «Мир крепежа», конечно, фантасмагория, но вполне узнаваемая.

GRAZIA: В середине фильма героиня вдруг начинает плакать. Как вы думаете, почему?
А.М.: Считаю, что любое объяснение, возникшее у зрителя, – верное. Лично меня вполне устраивает то, которое дает сама девушка: мол, вспомнила, как жених в этом же кафе сделал ей предложение, а она совсем не подготовилась к моменту – притом что привыкла заранее все продумывать! Вот черта некоторых современных молодых людей: они уверены, что будут счастливы только в том случае, если заранее все рассчитают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Андрей Мерзликин
кадр из к/ф «Рассказы»

GRAZIA: Но вы к ним не относитесь?
А.М.: Мне это кажется разрушительным. Но, наверное, и такие герои должны существовать, чтобы другие могли учиться на их ошибках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Что стало самым сложным в работе над проектом?
А.М.: В каждой роли есть доля вызова, неожиданности. В случае «Рассказов» – столкновение с хорошим, грамотным, лингвистически выверенным текстом. И это большая редкость, потому что актеру, как правило, приходится иметь дело со сценариями, написанными за несколько месяцев до производства. Сложность в том, что обычно артисты как-то укладывают текст под себя, подминают его – вот и я пошел привычным путем. А Михаил следовал «букве закона». Съемки продолжались всего четыре дня, и в первые два мне было очень трудно. Я слова поменяю – а он меня останавливает: «Я, когда писал, продумывал, какая здесь интонация и какую эмоцию нужно выразить». В общем, поерепенился я, а потом отдался на волю этого тирана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Вы ожидали, что фильм получится таким смешным?
А.М.: Михаил – режиссер замкнутый. Только на премьере можно увидеть, чего он добивался и что вышло. Это тоже часть его замысла. Я и не думал, что снимаюсь в комедии – был очень занят попытками понять, о чем и как надо говорить. И только когда группа за камерой стала от хохота хвататься за животы, подумал, что фильм примут и он вызовет такую же эмоцию у зрителей. На мой взгляд, вас ждет хорошая, умная комедия, которая вызовет не «ржач», а наслаждение интеллектуальной легкостью. И еще надеюсь, что она мне даст возможность выскочить из военных и мелодраматических ролей.

GRAZIA: В этом году вы дебютировали в качестве режиссера с короткометражкой GQ. Есть какая-то связь с журналом?
А.М.: Нет, лента о зависимости от интернета, о людях, которые так погружены в нереальный мир, что не могут наслаждаться книгами, беседами, прогулками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Этот ваш проект – тоже совместный с Михаилом Сегалом?
А.М.: Мне захотелось попробовать себя в роли режиссера, посмотреть, так сказать, на другую сторону медали. Писать я не умею, поэтому, на правах друга, попросил Михаила сделать сценарий. И на Новый год он преподнес мне такой необычный подарок – GQ. Для этого ему пришлось немного отвлечься от собственных проектов. Не могу не сказать: у Сегала вышла книга «Молодость» в издательстве АСТ. Там – первая его поэма и ряд рассказов, один из которых попал в этот фильм. Одновременно с премьерой картины появится книга «Рассказы», но она не станет переложением в прозе, это будут разные произведения – и старые, и новые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Андрей Мерзликин
кадр из к/ф «Рассказы»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: С кем еще вам бы хотелось поработать?
А.М.: Все мои желания крутятся вокруг конкретных людей. Я понимаю, как много дает сотрудничество с великим режиссером. Он помогает актеру избавиться от штампов, «ломает» его и собирает заново совершенно другую конструкцию. Человеку сначала больно, он сопротивляется... А потом, когда осознает, что ему не дали закостенеть, говорит: «Спасибо!» Не отказался бы поработать с Валерием Тодоровским – он очень близок мне эмоционально. А еще расстраиваюсь, что Петр Буслов, который дал мне дорогу в кинематограф в 2001 году, совершенно про меня забыл! Очень хотел бы с ним снова встретиться на съемочной площадке. Я знаю, от него электричеством бьет! А только в таких случаях происходит что-то интересное. Когда всем хорошо и комфортно, есть солидная производственная база и бюджет – это, конечно, отлично. Но творческая атмосфера всегда предполагает столкновение противоположностей. Когда вы видите одно и то же, но по-разному. И радуетесь, если находите общий язык.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Редкий случай – мы не поговорили о женщинах! Скажите хотя бы, какие актрисы вам импонируют.
А.М.: Как профессионал и человек мне очень близка Ксения Раппопорт. Она много времени отдает работе в театре Льва Додина и всегда соглашается играть только близких ей героинь – достойная и верная позиция. Нравится ее таинственность и в то же время открытость через картины.

Интервью: Екатерина Никищихина