Джорджио Армани: «Я верю в гармонию наряда и его владельца»

Маэстро одним из первых поздравил нас с юбилеем!
С этим дизайнером GRAZIA связывают особые отношения: когда имя Джорджо Армани еще не ассоциировалось с подиумами и неделями моды, наша итальянская редакция уже прочила ему большое будущее. Мы поговорили о том, как начиналась его головокружительная карьера, каких звезд он предпочитает одевать и что считает лучшей рекламой своих нарядов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Когда я вижу Grazia, всегда вспоминаю о том времени, когда только делал первые шаги в индустрии моды. Вы поддержали меня – никогда этого не забуду!» Конечно же, разговор, как и при любой встрече старых друзей, зашел о прошлом.

«Вы наверняка не поверите, но я не рассчитывал добиться каких-то особых высот», – улыбается Армани.

В чем же секрет его ошеломительного и весьма прочного успеха? «Во-первых, постоянный труд. Во-вторых, интерес к жизни во всех ее проявлениях. Художник должен творить, внимательно приглядываясь к окружающему миру и вдохновляясь им. Только так ему удастся построить бизнес, способный молниеносно реагировать на любые перемены».

Поразительно, но один из величайших дизайнеров современности стал создавать одежду уже ближе к 30 годам. До этого в его «портфолио» значились разве что наряды для домашних спектаклей. Правда, тяга к миру моды уже давала о себе знать. По словам одного из друзей детства Армани, «с тех пор как Джорджо научился держать в руках карандаш, он рисовал только костюмы. Никаких динозавров или пришельцев из космоса – исключительно замысловатые предметы гардероба!» Подростком будущий гений подиумов обожал кино. Его сестра рассказывает: «Он просто прилипал к экрану! Кумиром Джорджо был Джеймс Дин. Одно время брат даже мечтал стать актером, но родители этого не одобрили. Да и он сам все же склонялся к более серьезным профессиям».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако поиски призвания затянулись: ни учеба на медицинском факультете, ни должность ассистента фотографа, ни служба в армии его не впечатлили... В 23 года Армани устроился в крупнейший миланский универмаг La Rinascente – и тут его дела явно пошли на лад. От подсобного рабочего юноша быстро дорос до оформителя витрин. И хотя, как вспоминает маэстро, ему приходилось больше заниматься техническими вопросами, чем творческими, именно тогда он впервые почувствовал: судьба подсказывает, какую дорогу выбрать. А когда подающему надежды молодому человеку доверили закупку коллекций, предчувствие переросло в уверенность: вот оно – дело, которое способно увлечь его раз и навсегда. Джорджо часто ездил в Лондон, познакомился с модельерами и художниками, стал завсегдатаем Карнаби-стрит... По его словам, он «открыл для себя новый мир и, главное, наконец осознал свое предназначение». Карьера дизайнера началась на фабрике Нино Черутти, а в 1966 году произошла встреча, которая кардинально изменила его жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На курорте Форте-дей-Марми Армани познакомился с архитектором Серджо Галеотти. Именно он впервые сказал Джорджо: «Ты гений!» – и убедил открыть собственное дело. Галеотти оставался для дизайнера самым близким человеком и верным бизнес-партнером на протяжении 20 лет вплоть до своей смерти в 1985 году.

Начать было решено с революции в пошиве мужских костюмов. В 70-е они походили на униформу: узкая пройма, огромные лацканы... Армани задался целью сделать их дерзкими и максимально индивидуальными, приблизить к стилю своих любимых киногероев в исполнении Хамфри Богарта, Кларка Гейбла, Гарри Купера. И осуществил задуманное в 1974 году, выпустив первую коллекцию для сильной половины человечества. Изменился силуэт, ушли лишние детали, пиджаки и брюки стали свободными и элегантными. Успех был грандиозным! Уже через год костюмы Giorgio Armani продавались в известном нью-йоркском магазине Barneys. А чуть позже о них стали мечтать мужчины всего мира: в 1980 году вышел фильм «Американский жиголо», в котором Ричард Гир разбивал сердца богатых женщин, облачившись в Armani. По словам актера, он начал вживаться в роль только после того, как ему выдали одежду: она определила, как должен держаться и двигаться его персонаж.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В свою очередь элегантность и мужественность экранного обольстителя стали для Джорджо прекрасной рекламой: все мужчины захотели выглядеть так же!

После первой победы Армани и Галеотти (к тому времени они зарегистрировали компанию Giorgio Armani S.p.A.) переехали из невзрачного подвальчика в миланский особняк XVII века. Дизайнер, окрыленный удачей, набрался смелости, чтобы показать миру свое видение красоты: в 1975 году по подиуму прошли модели, демонстрируя первую женскую коллекцию. И снова стопроцентное попадание! Джорджо до сих пор помнит фантастические ощущения после того показа: «Я решил создать марку, когда почувствовал, что в мужских линиях прослеживаются тенденции, которые наверняка будут пользоваться успехом и у девушек. Но не ожидал настолько ошеломительных результатов! Я добился значительно большего, чем планировал». Впрочем, Grazia это не слишком удивляет: на его стороне выступала сама история! В 70-е годы многие женщины стали выходить на работу – и тут же столкнулись с вечной проблемой «нечего надеть»: большинство брендов предлагали только вечерние наряды. Так что идея Армани использовать «маскулинные» элементы для делового женского костюма пришлась невероятно кстати. Его комплекты получались простыми, элегантными и в то же время невероятно сексуальными. Ведь, являясь сторонником внешней сдержанности, маэстро всегда подчеркивал, что «девушке нужны вещи, которые не будут скрывать ее красоту». Наряды Giorgio Armani изменили не только стиль его современниц, но и их жизнь! Дизайнер уверен: «С тех пор как слабый пол взял на вооружение предложенные мной жакеты, его представительницы стали занимать серьезные позиции на карьерной лестнице».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но дальновидный итальянец не забывал, что клиентов интересуют не только офисы и совещания, и регулярно баловал публику фантастическими вечерними нарядами. Голливудские знаменитости оценили их одними из первых – «роман», начавшийся на заре карьеры мастера, продолжается и по сей день! Пионером стала Дайана Китон – в 1977 году она получила «Оскар» в Giorgio Armani. С тех пор количество известных поклонников бренда неуклонно растет. Среди них – Софи Лорен, Орнелла Мути, Мишель Пфайффер, Джоди Фостер, Мерил Стрип, Ким Бэсингер, Мира Сорвино, Джина Дэвис, Мел Гибсон, Николас Кейдж, Рианна, Рики Мартин... На вопрос Grazia, как ему удается найти подход к настолько разноплановым персонажам, Армани не задумываясь отвечает: «Для меня нет звезд, которых я бы априори отказался одевать. Не существует никаких четких принципов. Я не стараюсь навязать свой выбор – верю в гармонию наряда и его владельца. А чтобы ее добиться, надо хорошо знать человека и дружить с ним». А вот как отзывается о мастере вторая сторона «дуэта», в данном случае Ричард Гир: «Я уважаю его как личность. Он естественно себя ведет и потрясающе работает. Создавая вещи, чувствует твой стиль и характер и этим отличается от других».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Казалось бы, к началу 80-х Джорджо добился всего, о чем только может мечтать дизайнер. Но почивать на лаврах он не собирался и в 1981 году опять выступил в роли первооткрывателя – выпустил вторую линию одежды. На вещах Emporio Armani висели вполне демократичные ценники, но ко всем моделям маэстро лично приложил руку. «Я верю в разделение бизнеса, – подчеркивает он. – Главное – правильное понимание аудитории и при этом верность основным принципам стиля».

С тех пор как Армани начал покорять фэшн-мир, правила игры сильно изменились, и он сам это прекрасно осознает: «Сегодня, в эпоху тотального пиара, мода стремительно теряет связь с реальностью. Создается ощущение, что сейчас вещи делают не для людей, а исключительно для рекламы. Но все эти видео и фотографии – ничто, если за ними не стоит высококачественный товар. С другой стороны, в наше время одного продукта тоже недостаточно – очень важно, чтобы с ним была связана некая история». Впрочем, понимание хорошего пиара у дизайнера тоже своеобразное: «Для меня лучшая реклама – это удовольствие человека, который носит мою одежду». Но здесь дизайнер слегка лукавит, иначе откуда взялись шедевры, которые можно пересматривать бесконечно? Например, в 1992 году Армани заказал ролик для аромата Gio Дэвиду Линчу. Так появился восхитительный клип Who is Gio?, который идет всего две с половиной минуты, а воспринимается как полнометражная картина. Режиссер неоднократно благодарил Джорджо за то, что тот предоставил ему полную творческую свободу – согласитесь, большая редкость для коммерческих заказов! Не зря философию Дома Giorgio Armani его глава определяет так: «Стиль для меня важнее, чем любые тенденции. Свой успех я объясняю верностью этим принципам».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да уж, непостоянным Армани точно не назовешь – взять хотя бы его фирменные синие футболки, в одной из которых он пришел на встречу с Grazia. Конечно же, мы поинтересовались, почему самым, казалось бы, обычным вещам выпала подобная честь. «Это своего рода униформа. Я люблю такой оттенок – спокойный и чистый. К тому же футболки актуальны всегда и везде, поэтому я выбрал именно их много лет назад и изменять им не собираюсь».

Но интересы Джорджо уже давно выходят далеко за пределы мира моды. По словам маэстро, самым важным событием за последние пять лет для него стало открытие Armani Hotel – сначала в Дубае, затем в Милане. «Я всегда старался придерживаться определенного стиля жизни, работая в разных областях. Гостиничный бизнес – моя давняя мечта. Этот проект будет существовать очень долго, отражая мою эстетику, мой стиль, мою философию».

Сейчас дизайнеру 77 – он полон идей, энергии и твердо намерен сделать наш мир еще красивее. «Самодовольство не свойственно моей природе. Предпочитаю работать и смотреть вперед. Я знаю, что многого достиг, но не хочу на этом останавливаться!»