GRAZIA: Расскажите о своей роли в картине — говорят, это экспериментальная и крайне рискованная работа.
ЕКАТЕРИНА АСТАХОВА: Я играю Дашу, возлюбленную главного героя, очень богатую девушку. В жизни не носила таких дорогих и красивых вещей, как на этих съемках. В подробности не вдавалась, но вокруг все говорили: «Ах, на тебе сегодня Chloé!» В общем, мои костюмы составили затратную часть бюджета. Так что уже ради нарядов стоит пойти в кинотеатр! Ну не только, конечно: надеюсь, картина многих повеселит и поднимет настроение. А еще мне заплетали невероятные косички, делали потрясающий грим — кстати, процесс довольно болезненный. Посмотрите ленту — поймете, почему.
GRAZIA: А вы ее уже видели?
Е.А.: Еще нет, только свои сцены во время озвучивания. По‑моему, это прекрасное сумасшествие.
GRAZIA: Недавно на Первом канале показали сериал «Баллада о Бомбере», который называют лучшей работой о войне за последние годы. Гордитесь своим участием в проекте?
Е.А.: Мне крупно повезло. Каждая актриса мечтает о роли, которая позволяет не только целоваться, но
и стрелять, и в челюсть врагу заехать. Ирония судьбы — несколько раз я пробовалась на героинь по имени Катя. И меня никак не утверждали. Чего только ни делала, какие-то камешки бросала в Черное море, лишь бы сложилось. Видимо, вымолила. Теперь уверена: всему свое время — твое не уйдет.
GRAZIA: У вас есть рецепт материализации удачи?
Е.А.: Нужно относиться к задуманному без лишнего фанатизма. Уметь хотеть, не зацикливаясь на желаниях. И знать, что с каждым на земле можно найти общий язык. Невзирая на звания и ранги.
GRAZIA: Но вы сами говорите, что везло вам не всегда — отчаяние, наверное, тоже знакомо?
Е.А.: Был безнадежный и тяжелый период безработицы. У меня диплом актрисы мюзикла, но никто никуда не звал. Пробовала себя в одном театре — вообще выгнали, мол, не оправдала… А как только я умиротворилась и переключилась на простые и повседневные вещи, сразу появились предложения. Нина Усатова говорила: «Век живи, век учись. Сегодня ты снимаешься — учись быть большим артистом, завтра нет — учись быть хорошим человеком». Теперь у меня такой девиз: «Пусть тебе пятьдесят раз скажут «До свидания» — на пятьдесят первый все равно услышишь «Здравствуйте».
GRAZIA: То есть вы считаете, что нужно уметь проявлять настойчивость — а еще какие способности, по‑вашему, важны в жизни?
Е.А.: Про мужчин не знаю, а женщине просто необходимо оставаться ребенком. Это дорогого стоит. Чем старше, тем сложнее. Я вот начинаю задумываться о каких-то взрослых проблемах и уже не вижу, как тает снег, не замечаю, что все позеленело. Талант надевать розовые очки при любых обстоятельствах — большое преимущество.
GRAZIA: Как вы думаете, злодейство и талант — несовместимые понятия?
Е.А.: Когда идут по головам ради популярности — двигаются к личной катастрофе. Себя теряют, грубеют сердцем. И пусть кажется, что ты взобрался на вершину, — на тебя смотрят только как на эффектную журнальную обложку. Перелистнули — и забыли. Таких людей лишают права трогать души. И они становятся очень несчастными.
GRAZIA: Значит, основной двигатель в жизни — любовь?
Е.А.: Десять тысяч раз да. Это необходимое условие любого прогресса. Без нее никуда, хотя она не только дает, но еще и многого требует взамен. Каждый день. Такое непрестанное самопожертвование.
GRAZIA: Что вы цените в мужчинах? Наверное, они должны быть стеной, за которой легко спрятаться от неурядиц?
Е.А.: Примитивно, но по сути правильно. Хотя к нашим современникам это имеет слабое отношение. Знаете, сейчас я перечитываю «Гранатовый браслет» Куприна. Он пишет, что сильная половина человечества развращена легкодоступной близостью. Девушки ради быстрых денег позволили ей расслабиться. И нет больше смысла в настоящей любви, в завоеваниях, в серьезных поступках во славу прекрасной дамы, исчезли рыцари. Автор предсказывал, что женщины возьмут власть и станут сильнее, начнут помыкать мужчинами, как рабами. Я поражена, это ведь о нашем времени. Молодые люди в целом сильно измельчали. Все мои подруги говорят: я должна сама построить свое будущее. И я ловлю себя на мысли, что думаю абсолютно так же: надо встать на ноги, чтобы у моих детей было все. А ведь так неправильно.
GRAZIA: И как же тогда строить длительные отношения?
Е.А.: Я замужем и чувствую, что хранить верность — дикий труд. А муж у меня самый лучший и замечательный на свете. Дело даже не в том, что интересно, как это у нас получится с другим человеком. Потому что по большому счету все одно и то же. Просто мне, как ребенку, хочется перемен и новых впечатлений. Поэтому постоянно надо искать, где магнит в отношениях. И всегда подавать туда электрический ток, позволять друг другу уединяться, отпускать без страха потерять. Тогда не появится привычки, будет жизнь. Просыпаешься, открываешь глаза и понимаешь — это мой выбор, и я не могу без него. Пусть нет квартиры, машины, зато есть главное…
GRAZIA: Считаете, что рай в шалаше существует?
Е.А.: Только он! В том смысле, что так проверяется, настоящее ли чувство. Если не готова в любой момент вернуться с ним в шалаш — значит, не любовь.
GRAZIA: Вы максималистка… Существует фраза, которую хотелось бы слышать от мужа каждый день?
Е.А.: Вот он скажет с особенной интонацией: «Чудо ты мое» — и я сразу чувствую себя нужной.
GRAZIA: Просто неиссякаемый оптимизм — как вам удается его сохранять?
Е.А.: Люблю посмеяться над собой. Даже в ситуации, когда выгляжу глупо. Если удалось кого-то заставить улыбнуться — сразу становлюсь счастливее. Вот и весь секрет. Обычно женщины этого боятся. А еще настроение поднимают дети. Они — ангелы, которые так близко к Богу, что от них идет мощный энергетический поток. У меня трое племянников от родного брата, двое — от сестры и плюс от двоюродных. В общем, куча малышей. Вчера трехлетняя девчушка прыгает на батуте и спрашивает: «Настя, а ты так можешь?» Я: «Ты что, не знаешь, как меня зовут?» А она в ответ, совершая кульбиты: «Я знаю… Я знаю пароль, я вижу ориентир, я верю, что любовь одна спасет мир…» Я чуть не упала. Откуда она знает песню Веры Брежневой? Может, это какой-то знак?
GRAZIA: Какими своими качествами вы можете гордиться?
Е.А.: Я в жизни никому не перешла дорогу. И стараюсь быть принципиальной в творчестве. Поставила себе планку. Неважно количество съемочных дней — только их качество. Период, когда я ни от чего не отказывалась, позади — теперь стала более избирательной. Вот, к примеру, сейчас в интернете наберем «Екатерина Астахова», и наряду с «Балладой о Бомбере» выскочит много упоминаний об эпизодах в разных сериалах. А все по человеческой дурости. Не то чтобы из-за нехватки денег — они были, слава Богу. Отсутствовали мозги. Казалось, что это творчество — шла туда с чистым сердцем.
GRAZIA: Но ведь в коммерческих проектах высокие гонорары.
Е.А.: Как говорила Фаина Раневская: «Деньги уйдут быстро, а позор на всю жизнь останется». Не стану себя продавать или кого-то предавать ради профессии. Я никогда никого не подставляла, не уводила из семьи. Потому что абсолютно уверена — мы все получаем потом обратно.