Недавно телеканал «Дождь» начал марафон по сбору средств в свою поддержку — теперь он может существовать на деньги зрителей. Grazia выяснила, как найти финансирование для проекта мечты у пионеров краудфандинга!
Краудфандинг
Найти средства на запуск благотворительных проектов очень сложно — но их создатели все равно не сдаются!

Краудфандинг — технология «народного сбора» денег (от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование»). Действует она так: автор рассказывает о своем проекте, а люди, которым он интересен, перечисляют средства на его создание. Искать их можно самостоятельно или при помощи сервисов для начинающих предпринимателей. На таких площадках каждый желающий вкратце описывает идею, ставит цель и пытается найти необходимую сумму.

МЕСТО СБОРА

Главный международный сервис для сбора денег на творческие проекты — www.kickstarter.com.

Живопись, танцы, дизайн, фотография, музыка, игры — далеко не полный список тем, которые поддерживает ресурс.

Основатели площадки считают, что их идея вовсе не нова: ведь многие известные деятели искусства (композиторы Моцарт и Бетховен, писатели Уитмен и Твен) тоже принимали средства на создание произведений от крупных и не очень жертвователей («патронов» и «подписчиков»). В качестве вознаграждения они получали первую версию музыкального опуса или текста.

Kickstarter же просто развил эту идею с помощью интернет-технологий, считают его создатели. Условия запуска здесь строгие: на реализацию отводится максимум 60 дней, а деньги выплачиваются автору только в том случае, если цель полностью достигнута.

Но зато и аудитория широкая: с момента запуска сервиса в 2009 году почти 6 миллионов человек собрали 1 миллиард долларов на 58 тысяч проектов!

В России такая площадка появилась совсем недавно, в 2011 году, когда был запущен ресурс planeta.ru. Его основные направления — музыка, кино, видео, искусство, журналистика и общественно значимые инициативы.

«Мы начали искать средства при помощи «народного сбора» вместе с музыкантами, поскольку у них большой кредит доверия и лояльная аудитория, — рассказывает сооснователь «Планеты» Макс Лакмус. — Пионерами российского краудфандинга стала группа «Би-2», в которой я играю на бас-гитаре. Я убедил ребят запустить первый проект на planeta.ru, когда ресурс еще работал в тестовом режиме. Мы собрали более 1,2 миллиона рублей на запись альбома Spirit — это было в конце 2012-го».

За последний год на сайте 300 проектов собрали более 60 миллионов рублей! Именно здесь воплощают свои идеи в жизнь многие знаменитости, среди которых Евгений Гришковец, Петр Налич, Артемий Троицкий, Валерия Гай Германика, Павел Артемьев. Условия более чем гибкие: получить деньги можно, если удастся набрать на сайте 50 процентов от заявленной суммы.

Boomstarter.ru — второй по популярности российский сервис с удобной навигацией и рейтингом востребованных проектов.

Самые интересные рубрики здесь — «Мода» и «Еда». Условия публикации, правда, довольно строгие, это касается, в частности, выбора тематики — например, найти финансирование путешествия или благотворительной кампании сложно.

Деньги авторы могут получить, только если подтвердят, что собрали нужную сумму на сайте. Создатели сервиса уверены: таким образом они исключают негативные последствия — ведь недостаток средств может привести к некачественной реализации. В этом случае все пожертвования сразу возвращаются спонсорам. В помощь новичкам — видеоинструкции, поддержка в соцсетях и советы опытных бизнесменов.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

БИЗНЕС

Самое практичное направление сбора денег. Однако запуск такого проекта требует тщательной подготовки: нужно четко сформулировать концепцию, просчитать финансовый план и выяснить, какая именно сумма нужна и на что она пойдет.

Гузель Санжапова — создатель бренда Cocco Bello, под маркой которого продаются яркие галстуки-бабочки. Этой зимой она решила поддержать начинание своего папы-пчеловода, который изобрел необычный сорт меда — с ягодами (facebook.com/cocobellohoney). В итоге вместо планируемых 150 тысяч рублей на закупку оборудования для пасеки Гузель собрала на платформе boomstarter.ru почти полмиллиона! И все это благодаря точным расчетам и искренне рассказанной истории.

Гузель Санжапова
Гузель Санжапова не только запустила проект Cocco Bello, но и помогла папе найти деньги для его дела на boomstarter.ru

Журналист Дарья Сонькина с четырех лет обожала печь пироги. Фирменными рецептами с ней поделилась бабушка: за пятнадцать лет на ее кухне девушка получила необходимые кулинарные навыки, а недавно поняла, что хочет готовить не только для своей семьи и друзей, но и для всех желающих.

Так появился проект «Дашины пирожки» (facebook.com/pieordie): Дарья начала участвовать в различных гастрономических мероприятиях и со временем решила открыть свой бизнес. С помощью сервиса Planeta.ru собрала 200 тысяч рублей на открытие пекарного цеха и стала не только успешной, но и знаменитой. Между прочим, Дашины пирожки любит вся команда «Планеты»!

Дарья Сонькина
Planeta.ru помогла Дарье Сонькиной открыть пекарный цех!
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Сложнее всего придется тем, кто хочет найти средства для благотворительного проекта. Но это вовсе не значит, что старт невозможен!

Несколько лет назад режиссер Любовь Аркус сняла фильм, рассказывающий о жизни мальчика-аутиста Антона Харитонова. В 2012 году картину показали на кинофестивале в Венеции, после чего она получила множество наград как в России, так и за рубежом.

Так началась история создания центра для людей с особенностями развития, которому дали то же название, что и ленте — «Антон тут рядом"(vk.com/centr_antontutryadom, outfundspb.ru).

Специалисты в нем работают с людьми с аутистическим расстройством и их семьями: обучают подопечных ремеслу, помогают социально адаптироваться, оказывают эмоциональную поддержку. Найти финансирование таких важных инициатив непросто.

У центра «Антон тут рядом» есть несколько спонсоров из бизнес-среды, которым руководители проекта очень благодарны. Деньгами помогает фонд «Выход в Петербурге», а что-то удалось собрать во время показа фильма на Первом канале. Однако львиная доля средств приходит из соцсетей и краудфандинговых площадок.

«Помощь нужна и будет нужна! — рассказал нам управляющий центром Константин Чистяков. — Во всем мире подобные программы дорогостоящие, и неудивительно: они требуют огромных человеческих ресурсов. Именно здесь чувствуется реальная помощь каждого, а «препараты» и технологии играют лишь вспомогательную роль». Кстати, лицом петербургского фонда является известный (теперь уже и в Голливуде) российский актер Данила Козловский.

Благотворительность
Центр «Антон тут рядом» — единственный в своем роде
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ И ЖУРНАЛИСТИКА

Большую группу краудфандинговых проектов составляют общественные инициативы и медийные проекты. Дело в том, что найти деньги на запуск и рекламу подобных начинаний очень сложно.

Кстати, факторы успеха здесь тоже особенные: как правило, авторы идей — известные журналисты. Их опыт и понимание задач вызывают доверие аудитории и становятся гарантами достижения хорошего результата.

Один из самых популярных проектов, существующих на средства краудфандинга, — общественно- политическое интернет-издание www.colta.ru. Это и сервис журналиста Сергея Пархоменко www.dissernet.org, с помощью которого в научных трудах российских чиновников не раз находили плагиат.

По похожему принципу работают «Городские проекты» Максима Каца и Ильи Варламова: собранные средства идут на проведение исследований состояния столичной инфраструктуры.

ХОББИ

Если открыть свое дело вы пока не решаетесь, можно начать с малого и придумать проект «для души».

Например, англичанин Александр Лэтэм с другом хотят поехать в путешествие по России, Украине и Белоруссии. Деньги на расходы у них есть, а вот на то, чтобы заниматься хобби — фотографией, уже не хватает.

Поэтому они решили отправлять открытки со снимками городов, мимо которых планируют проезжать, тем, кто перечислит средства. Каждая карточка будет стоить двадцать центов (надеемся, Александр знает расценки «Почты России»!).

Александр Лэтэм
Александр Лэтэм собирает деньги на путешествие по России в обмен на открытки

КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА

  1. Перед началом работы задать себе вопрос: почему бы я сама поддержала свой проект? «Если программа быстро собрала нужную сумму, как правило, это значит, что идея была правильно подана», — говорит Макс Лакмус, сооснователь Planeta.ru. Важно найти изюминку и искренне рассказать о себе.
  2. Визуализировать концепцию: записать ролик, в котором подробно описать проект и познакомить всех с его создателями. По данным сервиса Kickstarter, публикация видеосюжета повышает рейтинг вашего начинания почти в два раза.
  3. Сделать так, чтобы о вашем деле узнало как можно больше людей: распространить информацию в социальных сетях и СМИ, поделиться планами с друзьями.
  4. Вести отчет о достигнутых результатах, демонстрируя уважение к тем, кто перечисляет деньги. Постоянный анализ развития проекта помогает контролировать процесс, не упускать из виду мелочей и сосредотачиваться на главном.
  5. Не отчаиваться, если в первый раз собрать средства все же не получится, и развивать идею дальше. Неудачный опыт позволит провести работу над ошибками и выйти на новый уровень.

Текст: Екатерина Сивякова

ФОТО: ZOLTAN TOMBOR; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Подпишитесь на рассылку лучших материалов Grazia

Спасибо!

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.