Как фильм «Клеопатра» едва не обернулся финансовой катастрофой для Голливуда

В 1963 году на экраны вышел фильм «Клеопатра» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях. Фильм стал культовым, однако мало кто знает, как дорого он обошелся киностудии 20th Century Fox, которая едва не обанкротилась. Как так вышло, что одна картина практически разорила большую компанию, рассказываем в нашем материале
Теги:

Главная звезда

Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Legion-Media

Роль Клеопатры могла достаться Сьюзен Хэйуорд, Софи Лорен или даже Одри Хепберн, но продюсер Уолтер Уэнджер был одержим Элизабет Тейлор и видел только ее в роли древнеегипетской царицы. К тому времени актриса была настоящей звездой, но назвать любимицей публики ее было сложно: когда через месяц после гибели супруга Тейлор нашла утешение у его друга Эдди Фишера и увела его из семьи, общественность стала воспринимать ее скорее как скандальную звезду, а не талантливую актрису. Тем не менее Уэнджер считал, что ее участие в фильме только повысит интерес к картине.

Единственная проблема заключалась в том, что сама актриса считала идею сыграть египетскую царицу немного нелепой. Когда Уэнджер предложил ей эту роль по телефону, Тейлор рассмеялась и передала трубку Фишеру. «Скажи ему, что я соглашусь, если мне дадут миллион долларов», — в шутку попросила она мужа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В то время только один актер получил гонорар в миллион долларов — Марлон Брандо, сыгравший в фильме «Мятеж на Баунти». Несмотря на то что у Уэнджера не было разрешения от киностудии предложить Тейлор зарплату, равную пятой части от всего бюджета фильма, он согласился на ее условия.

В дополнение к баснословному гонорару Тейлор потребовала, чтобы фильм был снят на международном уровне, чтобы он стал эпическим. Но и это было не все. Элизабет желала, чтобы картину снимали в широкоформатной кинематографической системе Todd-AO на 70-миллиметровую кинопленку. Эту систему изобрел ее бывший муж Майк Тодд, чтобы конкурировать с CinemaScope. В итоге она оказалась в собственности актрисы. Все это сильно увеличивало расходы на производство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неудачное начало

Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Legion-Media

Режиссерское кресло Уэнджер доверил Рубену Мамуляну, который снял несколько успешных картин и считался профессионалом старой школы.

Конечно, возник вопрос, где будут проходить съемки. Несмотря на поиск мест в Италии и Турции, студия Fox решила (вопреки возражениям Мамуляна), что сэкономит деньги, если «Клеопатра» будет сниматься за пределами Лондона в знаменитой Pinewood Studios. Потратив 600 000 долларов на декорации, местные мастера превратили огромную площадь в древнюю Александрию. Но никто не учел тот факт, что Англия, даже в самые жаркие летние месяцы совершенно не похожа на Южную Италию или уж тем более на средиземноморский Египет. Fox тем не менее попыталась начать производство «Клеопатры» зимой 1960-1961 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так как Англия славится своими дождями, декорации из папье-маше начали портиться — съемки под открытым небом зачастую отпадали. Мамулян должен был проводить большую часть съемок внутри павильона. Сценарий был написан таким образом, что все действие было сосредоточено вокруг египетской царицы, поэтому Тейлор приходилось присутствовать в каждой сцене. Однако звезда слегла с пневмонией, и съемки пришлось прервать.

Любовный скандал

Ричард Бертон и Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Ричард Бертон и Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока Тейлор лечилась, производство стояло на месте. Режиссер продолжал регулярно получать пальмы из Египта, поскольку в английском климате они умирали за неделю. А Уэнджер тем временем решил, что сценарий следует переписать. Но когда Тейлор увидела новый вариант, она осталась им недовольна и попросила все исправить. После этого скандала Мамулян сложил с себя режиссерские полномочия. Итак, через четыре месяца после начала съемок было потрачено семь миллионов долларов вместо выделенных пяти, режиссер был уволен, а отснятый материал составил всего 10 минут.

Уход Мамуляна спровоцировал полное переосмысление фильма. Глава студии Спирос Скурас решил, что либо он спасет фильм, либо уничтожит Fox. Режиссерское кресло вместо Рубена Мамуляна занял Джозеф Лео Манкевич. Ему удалось убедить Fox воссоздать Александрию и Древний Рим в настоящем Риме и исторических студиях Cinecittà. Кроме того, он предложил Ричарда Бертона на роль Марка Антония.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но с самого начала Манкевич совершил большую ошибку. Он думал, что быстро перепишет сценарий, пока будут строиться декорации. Но это заняло больше времени, чем он предполагал. А один съемочный день в Риме стоил 70 000 долларов. Так что еще до начала съемок бюджет фильма превысил 18 миллионов.

Другой проблемой стал роман Бертона и Тейлор, вспыхнувший на съемках и обернувшийся скандалом. Во-первых, оба были несвободны, во-вторых, репортеры не преминули растиражировать их связь в таблоидах. Пара в итоге поженилась и прожила в браке 13 лет, однако сын режиссера Том Манкевич считает, что новости о интрижке исполнителей главных ролей затмили художественные достоинства фильма и он был несправедливо недооценен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоило ли оно того?

Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»
Legion-Media

Когда фильм «Клеопатра» все же вышел в прокат, он стал самой дорогой картиной в истории кинематографа на тот момент. Бюджет фильма в итоге составил 44 миллиона долларов, что по нынешним временам соответствует сумме в примерно 370 миллионов.

Несмотря на то что фильм получил четыре премии «Оскар», многие относятся к «Клеопатре» скорее как к критической ошибке. Тейлор пропустила премьеру фильма в Нью-Йорке, но после того, как ее вынудили посетить лондонскую, сказала: «Последним издевательством было заставить меня прийти и увидеть это».

За пять лет фильм собрал в прокате 57,8 миллиона долларов, однако киностудия оставалась на грани разорения до 1965 года, пока не вышел фильм «Звуки музыки», который поправил ее дела.