5 марта на DVD выходит провокационная драма Кирилла Серебренникова «Измена». Откровенная история вызвала немалый интерес как у кинокритиков, так и у зрителей — в том числе и на Венецианском фестивале. Что же кроется за супружеской неверностью — жажда физического удовлетворения или страх перед одиночеством? На вопрос отвечает психолог Екатерина Игнатова.

Если верить социологам, количество измен пусть незначительно, но зато довольно систематически растет. В прошлом году не меньше трети россиян, состоявших в браке, признались исследовательскому центру Superjob в том, что хотя бы однажды совершали поход «налево», причем мужчин среди респондентов на порядок больше, чем женщин.

Самыми любвеобильными и полигамными оказываются люди старше тридцати, имеющие высшее образование и располагающие доходом средним и больше. На этом, в общем-то, плохие новости заканчиваются. Хорошие же заключаются в следующем: 51% наших соотечественников считают возможным сохранить семью после того, как тайная измена стала явной. И они, безусловно, правы.

Ведь стоит только разобраться в причинах, которые подталкивают человека на предательство, и осознать тот факт, что, как это ни парадоксально, определенную неосознанную выгоду извлекает даже обиженная сторона, — и кризис супружеской жизни переживать гораздо проще.

ГЛАВНЫЕ РОЛИ

Существует расхожее мнение о том, что люди ходят «налево» ради секса. Такое, безусловно, бывает. Но крайне редко. Симпатичный сосед по купе на пути в командировку, соблазнительная официантка, обслуживающая мальчишник, мускулистый аниматор в отеле — подобные герои могут вызвать желание заняться с ними сексом ради секса. Но каждый из них с наступлением утра исчезает, становится лишь персонажем даже не второго, а двадцать пятого плана в нашем прошлом. У такого приключения с восходом солнца уже нет ни настоящего, ни будущего. А значит, нет и последствий в виде кокетливых СМС, дружбы в Facebook и… подозрений, вопросов, скандалов.

Редкие случаи неверности ради сиюминутного удовлетворения не становятся поводом для конфликтов хотя бы потому, что их невозможно ни заподозрить, ни доказать. Те адюльтеры, о которых пишут в книгах, таблоидах и сценариях фильмов, провоцируются совершенно другими причинами. Иначе они тянули бы лишь на короткометражку в стиле порно. Не важно, какие актеры и актрисы снимаются в картинах про измены, в главных ролях всегда выступают страх близости и неуверенность в себе.

В фильме Кирилла Серебренникова «Измена» двое случайных знакомых выясняют, что их супруги являются любовниками. Открытие толкает их на немыслимые ранее поступки

ПО ДОСТОИНСТВУ

Марина вышла замуж за Дениса по любви — большой и чистой. Никакого расчета в этом случае и быть не могло: молодой человек приехал в Москву из другого города и по социальному положению никак ей не подходил — по крайней мере мама девушки была в этом твердо убеждена. Через полгода после свадьбы Марина обнаружила две полоски на тесте и очень обрадовалась. Она начала активно вить гнездо и представлять, какой чудесной будет их семья.

Однако все оказалось не так радужно: беременность и роды протекали тяжело, а ребенок оказался капризным и не имел ничего общего с теми чудными улыбающимися пупсами, которые снимаются в рекламе подгузников. Девушка не высыпалась, стала злой и раздражительной, никакой близости ей не хотелось.

Как легко можно догадаться, Денис пошел на сторону. Первой пассией он выбрал официантку из какого-то кафе, второй — маникюршу, на третьей его поймали. Марина взяла телефон мужа и нашла там сообщения, которые предназначались вовсе не ей. Последовали громкий скандал, слезы, лившиеся неделю, и… решение простить. Правда, раздражительности в девушке прибавилось, и с супругом она разговаривала так, будто тот должен был ей миллион. Неудивительно, что через три месяца все повторилось и повторяется с определенной периодичностью до сих пор.

Казалось бы, в этой хрестоматийной истории мужчина изменяет женщине просто потому, что ему не хватает секса. Отчасти так и есть, но, если копнуть чуть глубже, можно разглядеть и другие причины. Не очень уверенный в себе Денис, оказавшись в чужой и сложной среде, пытается повысить самооценку нехитрым способом. Находит девушек попроще и получает моральное и физическое удовлетворение. В данном случае молодой человек ищет не столько секса, сколько принятия и поддержки, которых лишен дома. А прокалывается потому, что неосознанно пытается доказать жене: он может быть любим. Кстати, изменяющие мужчины чаще, нежели женщины, попадаются с поличным именно по этой причине. Не отдавая себе отчета, они оставляют на виду улики, которые свидетельствуют, насколько высоко некоторые ценят их достоинство.

«Истории неверности начинаются с желания. Однако вызывают его не эротическое белье или рельеф бицепса»

СТРАШНО БЛИЗКО

У Оли к тридцати годам все складывалось как нельзя лучше: надежный и хорошо зарабатывающий муж, ребенок и собака… Все они жили в недавно купленной без всякой ипотеки трехкомнатной квартире в большом красивом новом доме. А еще у нее была любимая работа. В общем, с формальной стороны придраться было решительно не к чему, но девушка жила в ощущении, что ей все время чего-то не хватает. Как герой Хавьера Бардема в фильме «Вики Кристина Барселона», она постоянно искала некий недостающий элемент.

Одно время ей казалось, что им является талантливый дизайнер Паша, но, несколько раз поужинав с ним, Оля поняла, что ошиблась. Потом она думала, что отсутствующее звено — чудный журналист Игорь. Но, проведя с ним ночь, обнаружила: молодой человек даже и любовником стать не в состоянии. Ну, а затем появился невероятный фотограф Тимур. Девушка прогуливала работу у него в студии, ездила, прикрываясь выдуманными командировками, с ним на съемки в другие города и страны. Она им дышала. Хотя и продолжала де-факто жить с мужем, ребенком, собакой в новой трехкомнатной квартире.

Анализируя эту историю, можно, конечно, опять все свести к наиболее очевидному. Тут к гадалке не ходи — секс с новым и умелым партнером, естественно, будет более страстным и интересным, нежели с супругом, с которым делишь одну постель десять лет. Но девушки вообще никогда не изменяют только ради физической близости — ей они предпочтут романтический вечер с комплиментами и восторженными взглядами — приятных ощущений не намного меньше, но зато безопасно и не отдает предательством.

Тут стоит подумать скорее над тем, какую роль играет в истории Олиных измен неуверенность в себе. Она вышла замуж за надежного, спокойного человека, читай: безопасного. Не то чтобы она была от него без ума, но он ей сильно нравился. Свою роль сыграли неудачи на личном фронте в подростковом возрасте, и девушка решила от добра добра не искать. Хотя вообще-то Оле нравились совсем другие мужчины — творческие и непредсказуемые. Но она сомневалась, что такие могут ею заинтересоваться, не верила в себя.

Интрижка стала странным компромиссом: с одной стороны, спокойная и размеренная жизнь с мужем, приносящая удовольствие и стабильность, с другой — роман с фотографом, которого притом в любой момент можно попридержать на расстоянии, обезопасив тем самым обоих от взаимного разочарования. Неуверенные в себе люди очень часто строят подобные отношения: то подбегают поближе, то удирают подальше, чтобы в суете и частой смене ракурсов любимый не смог их как следует разглядеть.

ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА

Что же делать тем, кому изменяют, — обиженным, поедаемым, оставленным ради фотографов и маникюрш? Выгнать вторую половину из дома? Ждать, пока избранник повысит свою самооценку и наконец угомонится? Нет, лучше уж разобраться в том, почему отвратительная история из бразильского сериала приключилась с вами и каким образом вы пассивно или активно способствуете ее развитию. Ведь если супружеская неверность стала неотъемлемой частью семейной жизни, значит страх близости и неуверенность в себе свойственны обоим партнерам.

Взять хотя бы ту же Марину — героиню первой истории. Она была старшим ребенком в семье, и мама больше любила ее младшего брата, которого чаще хвалили и меньше ругали. Девушка росла с ощущением, будто с ней «что-то не так». И именно этому чувству она постоянно искала и находила доказательства в течение взрослой жизни. Ее папа, как только дети выросли, ушел из семьи, и Марину очень пугала перспектива оказаться главной героинеи печального родительского сценария. И чем больше она боялась, тем раздражительнее и требовательнее становилась и тем быстрее приближала собственную семейную жизнь к печальной развязке. Обиду, которая возникала после измены, Марина использовала как щит между собой и мужем, спрятавшись таким образом от него и от близости, но одновременно удерживая благоверного на коротком поводке чувства вины.

На вопрос о том, стоит ли прощать измену, единственного правильного ответа не существует. Очевидно одно — тем, кто хочет, несмотря ни на что, сохранить отношения, от обиды так или иначе придется избавиться. Если не получается сделать это самостоятельно, почему бы не попробовать разделаться с ней в кабинете психолога?

Все истории неверности и предательства начинаются с желания. Однако вызывают его далеко не эротическое белье или рельеф бицепса. Проблема кроется в стремлении повысить самооценку наиболее простым способом. Переспать с первым встречным — все равно что снять тревогу, съев пирожное или шоколадку.

Все истории неверности продолжаются бегством. Но не тем, которое так любят изображать в старом французском кино: двое, держась за руки, бегут в старый отель со скрипучими половицами и, едва притворив обшарпанную дверь, срывают друг с друга одежду. Речь идет о бегстве от собственных страхов и призраков детства.

Каждая такая история заканчивается по своему. Примирение и прощение возможны, лишь если все участники этой мелодрамы понимают, какую именно роль они играют на самом деле. И тогда каждый может изменить… ход истории.