Любовный треугольник: как его избежать, отвечает психолог на примере короткометражки «Эвтаназия» по сценарию Александра Цыпкина

Сегодня Анастасия Павлова с психологической точки зрения разбирает короткометражный фильм Елены Бродач – притчу-детектив о том, как подавленные чувства вершат судьбы.
Любовный треугольник: как его избежать, отвечает психолог на примере короткометражки «Эвтаназия» по сценарию Александра Цыпкина

Следователь Федор Сергеевич хочет понять, почему подозреваемая Марина решилась убить Ларису, любовницу своего мужа Сергея, который ушел от нее еще три года назад. В финале становится ясно, что жертва, у которой был рак в терминальной стадии, сама спровоцировала Марину на убийство, таким образом обеспечив себе эвтаназию. Сюжет понятен, но что лежало в душе каждого героя?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Убийца. В фильме отлично демонстрируются картина разрушенных симбиотических отношений. Когда в паре мужчина (Сергей) и женщина (Марина) эмоционально созависимы друг от друга. Где два человека не являются полноценными, эмоционально зрелыми партнерами, а только дополняют друг друга. Как следствие – искажение психологических ролей. Марина играла для своего мужа мать. Это можно понять по тому, как сильно она переживает его уход и в то же время желает ему счастья. А вот с чего начинаются откровения Марины перед следователем: «Он же ко мне пришел, когда узнал, что Лариса с ним так несправедливо поступила». Разворачивается очевидная картина: сын прибегает к маме жаловаться, что его обидели. Мог бы он вернуться с такой ситуацией к бывшей жене, будь у них взрослые полноценные отношения в прошлом? Вряд ли. Марина не просто бежит спасать свое «дитя» – она вершит правосудие, совершая преступление. Она готова на все ради своего ребенка – как и любая мать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Муж и любовник. Сергей – человек-невидимка, скорее всего, эмоционально незрелый мужчина. Который не выдержал эмоционального напряжения. Выбежав из-под крыла матери, столкнулся со сложностями. Причина смерти Сергея – остановка сердца – сигнализирует зрителю про неумение выр

Кадр из фильма «Эвтаназия»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ажать чувства. Мужчина, который ищет опору в женщинах, узнав о предательстве просто не смог выжить.

Жертва. Ларису сходу хочется назвать абьюзером и манипулятором. Человек, который обрубает все связи своей «добыче» для того, чтобы быть единственным источником для ее жизни. Кстати, эмоциональный насильник – это тоже незрелый человек, который так же склонен к созависимым отношениям. Ведь у абьюзера низкая самооценка, которую он бессознательно пытается повысить за счет унижения другого. Отсюда и фраза, заставившая Марину выстрелить: «Ты такой же слизняк бесхребетный, как Сережа, таких, как вы, я всегда за скот держать буду». Чтобы спровоцировать свою эвтаназию, ей, по сути, и врать не пришлось – это был ее триумф. Думаю, что Марина смогла выстрелить лишь только после оскорбительных слов о Сергее. Презрительную улыбку в свой адрес она не сочла унизительной, а вот слова о муже (читай – сыне) вызвали гнев и решительность. В отношениях «Сергей-Марина-Лариса» отлично виден треугольник Карпмана – все про ту же эмоциональную созависимость: спасатель-преследователь, агрессор и жертва. Причем, все по очереди меняются ролями в отношениях друг с другом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следователь. Рассматривая его психологический портрет, я долго не могла понять: по какой причине он ведет душевные разговоры с преступником и, более того, помогает ему избежать наказания? В поисках ответа я вспомнила реальную историю, когда женщина-следователь помогла осуществить побег убийце 18 человек, потому что... влюбилась в него. Возможно, следователь тоже испытывает чувства к Марине как к женщине? И это оправдывает его стремление ее понять.

В заключении скажу, что этот фильм о том, как невыраженные или подавленные чувства могут брать верх и вершить судьбы. О душевном одиночестве и созависимости. И, безусловно, – это драма о высшей воле.

Нажми и смотри

Текст: Анастасия Павлова