«Не надо воспитывать»: Юлия Гиппенрейтер — о том, как общаться с ребенком

Выдержки из встречи, организованной проектом «Традиции детства»
Как общаться с ребенком
Юлия Гиппенрейтер — о том, как общаться с ребенком
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Психолог, к которому прислушиваются миллионы родителей страны, в очередной раз поговорила с гостями встречи проекта «Традиции детства» о том, как вырастить из детей счастливых взрослых. Материалы с этой встречи опубликованы на сайте «Правмир», мы же приводим выдержки.

«Вырасти счастливым и успешным» — что это значит?

Давая определение понятию «успешный и счастливый взрослый», Юлия Гиппенрейтер ссылается на исследования психолога Маслоу, который анкетировал и изучал биографии людей, получавших удовольствие от жизни. Причем, не примитивное удовольствие, вроде «выпил и лег спать», а радость от работы, семейного общения, дружбы и новых впечатлений. Оказалось, что люди, живущие полной и счастливой жизнью обладают рядом общих качеств — они оптимистичны, доброжелательны, у них небольшой круг друзей, с которыми они глубоко и верно дружат; они умеют любить, а еще не различают труд и игру, поэтому работают с удовольствием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все дети — от рождения счастливы

По словам Юлии Гиппенрейтер, все дети от рождения обладают достаточным потенциалом, чтобы вырасти в счастливых взрослых. Взрослым нужно лишь не загубить его.

Чего не нужно делать

Чтобы не погасить потенциал ребенка, нельзя ставить ему границы. Причем речь идет не о границах «нельзя — можно», обусловленных здоровьем и безопасностью ребенка, а о рамках, которые ограничивают свободу развития. Обязанность родителя — следить, чтобы ребенок был жив и здоров, а не запрещать ему исследовать мир, ограничивая его любознательность. Гасить любознательность ребенка фразами «не задавай дурацких вопросов», «вырастешь — узнаешь», «хватит дурачиться, займись делом» нельзя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нельзя наказывать ребенка, потому что наказание подавляет его волю. Когда ребенок сопротивляется, а родители наказывают его, но подавляют его волю к сопротивлению — по мнению Юлии Гиппенрейтер, это плохо и опасно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нельзя вмешиваться, когда ребенок чем-то увлечен. Не стоит помогать ему завязывать шнурки и вскарабкиваться на стульчик — это убивать его любопытство и страсть к преодолению.

Нельзя в учебе подменять мотивацию долгом. Если ребенок не понимает предмета, но обязательно должен выучить параграф (потому что учитель и родитель так сказали), то это чревато неприятием, отторжением науки. Если ребенок чего-то не понимает, надо наблюдать за ним, выяснить, что он понимает, в чем заинтересован, и объяснить сложное на доступном ему языке и в понятных категориях.

А что нужно делать обязательно

Разрешать и помогать ребенку играть: игра для успешных взрослых — способ познания мира. В качестве примера Гиппенрейтер приводит историю физика Ричарда Фейнмана, сделавшего крупное открытие после того, как он обратил внимание на студента, раскручивающего тарелку на пальце. Физик заметил, что тарелка крутилась в два раза быстрее, чем колебалась, это позабавило его, а потом он перенес это наблюдение в свою работу над исследованием атомов.

Оставить ребенка в покое и дать ему возможность почувствовать ответственность за свою маленькую жизнь и ее вкус. На примерах из практики Юлия Гиппенрейтер подчеркивает, что у детей в школе лучше идут дела, когда неусыпный родильский контроль за их оценками ослабевает.