Луиджи Марамотти (Max Mara), Бина фон Штауффенберг, победительница конкурса в этом году Лор Прувост и Ивона Блазвик (галерея Whitechapel)

Недавно в Лондоне открылась выставка Лор Прувост, лауреатки премии The Max Mara Art Prize! Корреспондент Grazia Ольга Мальцева не только ознакомилась с экспозицией, но и пообщалась с талантливой художницей.

Каждые два года итальянская марка вместе с британской галереей Whitechapel выбирает женщину, внесшую значительный вклад в развитие современного искусства. Награда была учреждена в 2005 году. Тогда первой победительницей The Max Mara Art Prize стала Маргарет Сэлмон, получившая приз на 51-й Венецианской биеннале современного искусства. В течение шести месяцев она жила в Италии и работала над своим проектом, который позже был представлен в Whitechapel.

Куратором галереи является Ивона Блазвик, она же исполняет роль председателя жюри конкурса. Кроме нее в число судий всегда входят писатель или критик, художник, галерист и коллекционер.

Сначала специалисты предлагают по пять кандидатов. Затем составляется шорт-лист из финалистов — каждый из них должен представить собственную идею проекта, который будет реализован во время пребывания в Италии.

Инсталляции Лор Прувост — это свой небольшой мир; Художница за работой;

На этот раз победительницей конкурса стала француженка Лор Прувост, работающая в жанрах видеоарта, перформанса и инсталляций.

В 2002 году она окончила колледж Central Saint Martins и уже успела получить несколько наград. Ранее ее работы были частью экспозиции в галереe Serpentine и музее Tate Modern.

Результатом сотрудничества художницы с Max Mara стала инсталляция Farfromwords.

Девушка рассказала Grazia о своем творческом пути в таком непростом деле, как современное искусство.

GRAZIA: Вы всегда хотели этим заниматься?
ЛОР ПРУВОСТ: Мой дедушка был концептуальным художником и дружил с многими великими мастерами. Я же с детства испытывала трудности с устной речью и зачастую не могла связно выражать собственные мысли. Зато мне помогало творчество: я все время мастерила что-то и пыталась создать собственный язык, благодаря которому могла бы говорить без помощи слов. Поразительно, но сегодня в моем творчестве их довольно много. Язык стал важной частью моей работы, наверное, потому, что когда-то мне приходилось бороться с устной речью и делать это с воображением. Слова меня завораживали, и в то же время я их отвергала. Сейчас я использую их для создания визуальных образов или описания пространства. Я не показываю вам что-то, вы сами должны это представить, я лишь намекаю. И у каждого человека в голове складывается собственное видение предмета или явления.

GRAZIA: Почему ваш любимый жанр — видеоарт?
Л.П.: Мне кажется, он дает возможность напрямую общаться с аудиторией и сильно воздействовать на эмоции зрителей. Я постоянно снимаю, где бы ни находилась. Иногда вот думаю: неплохо было бы показать кадры кипящей воды — и через некоторое время они уже в моей камере. Очень много творю во время путешествий. Когда я выиграла The Max Mara Art Prize, какое-то время жила в Италии. Там была идеальная атмосфера для вдохновения. Я могла просто наблюдать и снимать, не было никакой гонки и необходимости что-то срочно создавать.

кадры из видео Swallow Лор Прувост

GRAZIA: Что вам больше всего понравилось в сотрудничестве с маркой?
Л.П.: Мне посчастливилось провести полгода в Италии, где была полная свобода творчества. Я работала в совершенно новом контексте и экспериментировала с разными идеями, которые появились под влиянием другой культуры. Возможно, я не всегда понимала ее, но интерпретировала по‑своему.

GRAZIA: В чем вы черпаете вдохновение?
Л.П.: Я смотрю много фильмов, и это, конечно, оказывает влияние на мое творчество. Впрочем, вдохновляться можно самыми простыми вещами вроде уличного рынка или бликов солнца на лице.

GRAZIA: В чем заключается идея вашей видеоинсталляции для проекта The Max Mara Art Prize?
Л.П.: Моя работа, созданная в Италии, называется Swallow, и на первый взгляд кажется, что она больше похожа на мои ранние творения. Но все-таки есть разница — отсутствие жесткости и чего-то отталкивающего. Это произведение не вызывает никаких негативных эмоций или отвращения. В нем присутствуют сюрреалистичные образы вроде рыбы, которая ест малину, или купающихся в водопаде нимф XXI века. Я собиралась создать довольно «плотское» произведение, в котором четко прослеживаются идеи удовольствия. Еще одной целью было передать свои эмоции, возникшие во время пребывания в Италии. Мне хотелось поделиться со зрителем всеми ощущениями: яркостью голубого неба или вкусом спелых фруктов во рту. В лондонской галерее Whitechapel, где проходит моя выставка, посетитель погружается в этот разнообразный мир и одновременно прислушивается к устойчивому ритму своего дыхания и шепота вокруг. Эта инсталляция довольно «прямолинейная» и открытая. Я хотела создать нечто спокойное, особенно после работы над предыдущим проектом The Wanderer. Сюжет Swallow в чем-то даже банальный, но не лишен юмора. В своих инсталляциях я часто использую шутки — они делают произведения не такими тяжелыми для восприятия и становятся чем-то вроде побега от реальности. Но в то же время с их помощью можно очень многое сказать, даже затронуть проблемные темы. И бесспорно, смех привлекает внимание зрителя.

Текст и интервью: Ольга Мальцева

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Подпишитесь на рассылку лучших материалов Grazia

Спасибо!

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.