Без права на ошибку: как организованно исключить врачебные ошибки при планировании и ведении беременности

Вместе с Дмитрием Фоминым, основателем многопрофильной сети клиник женского здоровья «Клиника Фомина» разбираемся, можно ли исключить врачебные ошибки и быть уверенной в том, что беременность пройдет отлично.
ДМИТРИЙ ФОМИН
Основателем многопрофильной сети клиник женского здоровья «Клиника Фомина»

Grazia: Как вы пришли к открытию собственной клиники гинекологии?

Дмитрий: Я учился в медицинской академии, но это меня не очень вдохновляло, а вот бизнес нравился мне гораздо больше. Прельщало, что это честная вещь, потому что ты сразу видишь результат и можешь делать выводы. Когда я закончил учиться, началась ординатура — и вот тогда медицина меня затянула. Иногда задумываюсь, спал ли я в то время? В первой половине дня я был в больнице, а после до самой ночи мы занимались развитием бизнеса. К тому же, куда-то ездили, ритм был бешеный. Мысль о собственной клинике пришла ко мне, когда я осознал, что мне бы хотелось заниматься и бизнесом, и медициной. Тогда я нашел в газете «Из рук в руки» объявление о продаже клиники, договорился о сделке. По счастливому стечению обстоятельств в этом месте тогда работал мой отец. Для меня это стало сюрпризом и знаком. Сомнений не осталось: судьба дала шанс, которым нужно воспользоваться. Я открыл клинику и назвал ее в честь отца — «Клиника доктора Фомина». Это стало успешным маркетинговым ходом, ведь в Твери у него был профессиональный авторитет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: Как вы видите свою миссию сегодня?

Дмитрий: Сейчас, спустя 9 лет после открытия первой клиники, моя главная цель — создать управляемый медицинский бизнес. Сегодня в России он неуправляем: нет специалистов, которые бы сделали это качественно. Я хочу создать крутейший продукт, где я мог бы отвечать за медицинские услуги, как Starbucks за кофе. Хочу масштабировать эту ответственность и привести все к единому стандарту качества, чтобы в моих клиниках врачи не просто зарабатывали деньги, а стремились эффективно помочь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: А вы в своей жизни сталкивались с врачебными ошибками?

Дмитрий: Да, история довольно простая и в ней есть положительные стороны. Мы с супругой запланировали детей, и я, тревожный, как любой врач, после пары неудачных попыток зачатия решил, что это бесплодие и пошел сдавать спермограмму. Мне сказали, что надежды нет: и вредные привычки, и заболевания... Помню, я тогда очень испугался, даже бросил курить. Сейчас анализирую и понимаю, что поводов для переживаний не было, а беременность наступила на третий месяц.

Grazia: Как это на вас повлияло?

Дмитрий: Сегодня я понимаю, что люди ходят к врачам, считая их небожителями, и слепо им доверяют. А врачи, в свою очередь, иногда сознательно или бессознательно запугивают пациентов, и люди безрассудно тратят деньги и лечатся неэффективно. Причем это касается не только детей, но и здоровья в целом. Мне захотелось привести все к единой системе, подключить аналитику и отвечать за качество, чтобы максимально исключить ошибки. К тому же, такие случаи были и в моей врачебной практике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: Расскажете?

Дмитрий: Я работал в акушерском центре, и совершил ошибку во время операции. Я очень переживал, это была ночь дежурства. После мы ее оценили, должны были разобрать, что я сделал не так. Когда я сообщил начмеду о своей неточности, меня похвалили! Сказали: «Поздравляю, такое у всех бывает». Такое до сих пор считается нормой. И я понял, что у нас этой нормы не будет. Если врач совершил ошибку, мы это раскопаем и проанализируем, чтобы в дальнейшем ничего не повторилось. Иначе какой в этом смысл?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: Получается, ваш личный опыт тоже повлиял на нынешнее видение стандартов работы. А сейчас мы можем считать, что врачебные ошибки в ведении и планировании беременности можно полностью искоренить? Как вы к этому идете?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дмитрий: Я договорился с собой, что не буду изменять своим принципам. У каждого же есть выбор. В бизнесе это напрямую связано с финансами. Мы больше тратим на системы и, соответственно меньше зарабатываем. Но верим, что в будущем это даст свои плоды. Сейчас мы стремимся к автоматизации и введению IT-технологий в рутину врача, чтобы он мог больше времени уделять пациентам. Мы облегчаем работу с помощью систем контроля качества, внедрению искусственного интеллекта и вложений в образование. Помимо этого, мы тщательно следим за подбором персонала. Важно, чтобы врачи были не только квалифицированными, но и идейно с нами совпадали — хотели помогать людям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: Если врач вашей клиники совершает ошибку в вашей клинике, что происходит дальше?

Дмитрий: Искусственный интеллект определяет, кто и в какой момент допустил ошибку. Происходит постоянный анализ. И если мы понимаем, что доктор в чем-то слаб, мы помогаем ему освежить знания. Мы создали собственный образовательный ресурс Meducation, в котором врач может ознакомиться с темой, сдать тест и приступить к работе с новыми вводными. На площадку уже подписались 1200 внешних врачей, которые не работают у нас.

Grazia: А сколько пациентов уже обратились к вам за помощью и успешно родили?

Дмитрий: Недавно собирали статистику, сколько детей родилось благодаря ЭКО в нашей сети клиник. Сейчас это около 2500 новых человеческих жизней. И это общая заслуга, к ней относятся все: врачи, маркетологи, администраторы, медсестры. Когда каждый качественно выполняет свою работу, все получается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: Как вы следите за качеством услуг?

Дмитрий: Когда мы открыли вторую клинику в Калуге и привлекли инвестиции от Вкусвилла, мы поняли, что продолжим расширять сеть. Возник вопрос автоматизации процессов — иначе мы бы не смогли делать свою работу качественно. Так мы создали «Асю» — интеллектуальную медицинскую систему. Кстати, мы до сих пор продолжаем работать над ее развитием и увеличиваем инвестиции в программу. «Ася» собирает большие данные и самостоятельно систематизирует информацию за счет искусственного интеллекта. Все данные о пациенте — объективные, результаты анализов, ультразвуковой диагностики и пр. — собраны в одном месте. Также она реализует помощь в принятии врачебных решений. Когда врач ставит диагноз, система его ведет. Говорит, что он должен или не должен сделать, основываясь на принципах доказательной медицины с использованием лучших российских и мировых практик. Это помогает избежать гипердиагностики — лишних назначений и анализов. Но при этом врач все ещё волен выбирать, что именно он будет делать. Затем искусственный интеллект на основе всех собранных данных и назначений врача анализирует карту и выдает классификатор специалистов по балльной оценке от 0 до 100.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Grazia: Может ли эта система помочь гарантированно избавиться от ошибок во врачебной практике?

Дмитрий: Объясню, как это работает: вот сегодня есть 100 ошибок, из них 5 идентифицируются, 1 подвергается разбору. А наша система, как сетка с ячейками, которая ловит вместо 5 ошибок 85. Согласитесь, существенная разница?

Grazia: Какие еще инновационные технологии вы планируете внедрить в работу сети клиник?

Дмитрий: Сегодня мы собираем обратную связь, причем автоматизировано, развиваем искусственный интеллект в ультразвуке, геномный центр. Занимаемся разработкой Телеграм-бота, который по вашим ответам будет определять, какой специалист нужен человеку. Из приземленного: хотим, чтобы люди, заходя в клинику, ни секунды не сидели с администраторами, не подписывали никакие документы, а сразу поднимались к врачу. И чтобы оплата тоже была автоматической. Зашли, решили вопрос, вышли и продолжили заниматься своими делами.

Grazia: Все это звучит инновационно и уверенно. А если вернуться в прошлое на 10 лет, что бы вы сегодня сказали тому Дмитрию?

Дмитрий: Сказал бы себе сократить количество компромиссов. С собой нужно быть честным до конца. Но в целом я благодарен жизни за мой опыт и счастлив быть там, где я сейчас есть.