История Chanel №5: почему этот аромат остается культовым уже больше века

Как появился самый загадочный аромат в истории парфюмерии
Сьюзи Паркер. Фотограф Ричард Аведон, 1957 год
Сьюзи Паркер. Фотограф Ричард Аведон, 1957 год
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2021 году аромат с простым названием Chanel №5 отметил столетний юбилей. С момента его создания и до сегодняшнего дня сменились десятки парфюмерных трендов и появились еще сотни ароматов, но Chanel №5 по-прежнему остается одним из самых продаваемых в мире. Рассказываем, в чем загадка культового флакона, совершившего революцию в бьюти-индустрии.

Женщина — единственное, что имеет значение

Реклама Chanel N°5 , 1937 год
Реклама Chanel N°5 , 1937 год
Legion media

В 1921 году французская бизнесвумен и представительница парижской элиты Коко Шанель (на всякий случай напомним, что Коко — это прозвище, настоящее имя знаменитости — Габриэль) создала парфюм, который перевернул представление женщин об ароматах. К этому вопросу Коко подошла со свойственным ей здоровым пренебрежением к светскому этикету. Будучи владелицей серии успешных бутиков в Париже, Довиле и Биаррице, она ломала все каноны, разъезжая по улицам на собственном Rolls-Royce. И намеревалась создать аромат, который мог бы описать современную независимую женщину, которую и олицетворяла сама.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Габриэль хотела быть уверена, что люди скажут: "Ты хорошо пахнешь", а не "Ты пахнешь розой или жасмином", — объясняет Томас дю Пре де Сен-Мор, глава отдела глобальных креативных ресурсов Chanel в области парфюмерии и красоты. — Единственное, что имело для нее значение, — это женщина».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Chanel N°5, 1927 год; 1923 год
Chanel N°5, 1927 год; 1923 год
Legion media

И все же в аромате во многом отразился не парижский успех, а непростое детство. Девочка родилась в семье мелкого торговца и прачки, живших в Сомюре. И запах чистоты стал для нее напоминанием о матери, которая умерла, когда Габриэль было всего 12. Коко хотела создать свежий, чистый аромат с запахом мыла и только что вымытой кожи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секрет Chanel № 5

Поиски парфюмера дались Шанель невероятно сложно. Создание свежих ароматов, которые «носятся» долго, было одной из первостепенных задач парфюмерии в то время. Тогда ее можно было решить только одним способом — использовать цитрусовые. Они давали невероятный запах, но, увы, он совсем не держался на коже.

Chanel N°5, 1950 год
Chanel N°5, 1950 год
Getty images
Chanel N°5, 1960 год
Chanel N°5, 1960 год
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце лета 1920 года Шанель отправилась в отпуск на Лазурный берег со своим возлюбленным, великим князем Дмитрием Павловичем. Там по счастливой случайности она познакомилась с Эрнестом Бо, парфюмером утонченным и уважающим эксперименты. Он работал на российскую царскую семью и жил неподалеку, в Грассе, который и сегодня остается центром парфюмерной промышленности. Бо был любознательным и смелым мастером и принял вызов Шанель.

В то время химики уже выделили вещества, называемые альдегидами, которые могли искусственно создавать запах чистоты, который и искала Шанель. Но они были необычайно сильными, поэтому парфюмеры не решались их использовать. Эрнест Бо все же пошел на риск и включил альдегиды в состав своего парфюма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мэрилин Монро, 1955 год
Мэрилин Монро, 1955 год
Getty images

Ему потребовалось несколько месяцев, чтобы усовершенствовать аромат. В результате Бо придумал 10 образцов и представил их заказчице. Они были пронумерованы цифрами от 1 до 5 и от 20 до 24. Коко выбрала флакон с номером пять. Ходят слухи, что на самом деле эта смесь была результатом лабораторной ошибки. Ассистент Бо добавил дозу альдегида в количестве, которое никогда раньше не использовалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже Шанель сказала: «Это было то, чего я ждала. Духи, не похожие ни на что другое. Женские духи с ароматом женщины.» Парфюм с нотами жасмина, розы, сандалового дерева и ванили имел мгновенный успех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коко пригласила друзей на презентацию аромата в популярный ресторан, там она разбрызгала духи вокруг своего стола. Каждая проходившая мимо женщина останавливалась и спрашивала, что это за аромат. В этот вечер Шанель поняла, что парфюм станет революционным.

Катрин Денев. Фотограф Ричард Аведон, 1973 год
Катрин Денев. Фотограф Ричард Аведон, 1973 год
Legion media
Джин Шримптон. Фотограф Хельмут Ньютон, 1971 год
Джин Шримптон. Фотограф Хельмут Ньютон, 1971 год
Legion media

В формулу аромата вошли 80 элементов, которые держатся в строжайшем секрете и сегодня. Сложная композиция, помещенная Бо в один флакон, и сделала Chanel №5 феноменом — на коже каждой женщины этот парфюм раскрывается по-разному.