Пару лет назад молодые мамы и талантливые домохозяйки через одну заводили специальные аккаунты для продажи вязаных шапочек и домашних кексов — и вот в «женском» инстаграме уже есть свои звезды, свои тренды и свои правила. Если вы тоже хотите продавать торты, испеченные по бабушкиному секретному рецепту, но сомневаетесь, стоит ли заморачиваться с «бизнесом в картинках» — сложно, поздно, конкуренция высокая — не робейте. Мы встретились и поговорили с тремя успешными кондитерами, которые продают свои десерты в «Инстаграме», — их истории успеха вдохновляют даже тех, кто вообще печь не умеет.

Елена Володина, @joecooker

Елена Володина
Елена Володина

Вы — бизнес-леди, руководитель «Леди Mail.Ru». Как вам удается совмещать такую сложную работу и хобби?

Мне кажется, залог успеха в том, что с самого начала я не относилась к «Ателье эклеров» как к хобби. Я воспринимаю его как маленький бизнес, как самостоятельное дело. Меня часто спрашивают: «Как ты все успеваешь?» Тут чудес не бывает: всего успеть нельзя, все равно придется чем-то жертвовать. Часами сна, обедом, выходными, походами в кино, встречами с друзьями, отпуском. В дни больших заказов я сплю по три часа — ложусь в 6 утра, встаю в 9. К счастью, это происходит не каждый день, так что я еще жива. Все-таки, когда занимаешься делом, в которое веришь, это очень бодрит. Все замечают, что я стала гораздо счастливее, хотя устаю гораздо больше, чем раньше.

Но почему именно эклеры?

Шесть лет назад я начала вести кулинарный блог на сайте Cosmopolitan. Через год пришла на «Леди» как кулинарный редактор. В какой-то момент решила, что мне не хватает специального образования, и поехала учиться во Францию в кондитерскую школу Алена Дюкасса. Там я окончательно утвердилась в мысли, что хочу когда-нибудь открыть свою кондитерскую. Вернулась в Россию, тут меня закрутило на работе: сначала повысили до главного редактора, а еще через год я стала менеджером проекта, издателем. Я и готовить-то почти перестала — было не до этого. Тем не менее, кулинарное прошлое постоянно меня преследовало. Друзья и подписчики в фейсбуке продолжали напоминать, как весело и вкусно было на моих мастер-классах, какие пирожные-макароны я делала. Говорят, чтобы понять, в чем твое призвание, надо вспомнить, за что тебя чаще всего благодарят. В моем случае так и вышло.

В этом году на свой день рождения я решила угостить коллег красивыми эклерами. Делать сто штук самой не хотелось, но и идей, где купить пирожные, тоже не было. Оказалось, что все продают капкейки, макароны и торты с мастикой — никаких тебе эклеров. И тогда я вспомнила, чему меня учили во Франции, и сделала все сама.

А потом к нам пришел клиент для продвижения курса «Реальный Инстаграм». Среди прочего мы предложили в рамках эксперимента за месяц создать и раскрутить коммерческий аккаунт. Я рассказала историю про эклеры, и клиент воодушевился. Так появился аккаунт @joecooker. Очень быстро выяснилось: чтобы эксперимент не провалился, в аккаунт нужно вкладывать много сил, времени и денег. Я увлеклась и втянулась. Практически сразу увидела отклик аудитории и поняла, что угадала с нишей и продуктом. Вообще — по меркам инстаграма — 600 подписчиков, которые сейчас у меня есть, это кот наплакал. При таком количестве фолловеров продаж почти не бывает, а у меня каждую неделю по несколько заявок, в том числе и больших. Я даже боюсь давать рекламу, потому что знаю, что просто не справлюсь с возросшим объемом заказов (все-таки у меня есть основная работа). Органический рост и сарафанное радио на данном этапе более чем устраивают.

Кто из более опытных кондитеров вас вдохновляет?

Скажу ужасную вещь, но несмотря на учебу во Франции, я не считаю себя кондитером. Все-таки, в первую очередь я менеджер и организатор. Я придумала классную идею — эклеры с декором, — выбрала удачную нишу, попала в целевую аудиторию и знаю, как это можно масштабировать как бизнес (осенью я хочу выйти в розницу, сейчас регистрирую ИП). Это тоже талант, но другой. Знание кондитерского дела мне, безусловно, помогает понять суть процессов. В то же время, есть огромное количество людей, которые по‑настоящему владеют кондитерским искусством и делают шедевры. Не знаю, правильное ли использовать тут слово «вдохновляют» — все-таки я не пытаюсь с ними конкурировать. Но я бесконечно уважаю их труд и мастерство.

У вас уже есть постоянные или звездные клиенты?

Конечно, есть клиенты, которые возвращаются. Однажды с интервалом в неделю девушка заказала эклеры с «собачками» — сказала, что ей очень понравилось и попросила повторить заказ. Как-то у меня заказали коробку эклеров-миньонов для ведущего «Эха Москвы» Александра Плющева. Еще я шучу, что мои эклеры дарят чиновникам. Для одного из руководителей Росрыболовства коллеги заказали три коробки эклеров с надписью «Суслов» на каждом. Это один из моих любимых кейсов — в том числе с визуальной точки зрения. Получилось очень оригинально. И, конечно, я горжусь своей коллаборацией с Аленой Лавдовской — стилистом и официальным иллюстратором креативного отдела ЦУМа. Алена проводила мастер-класс по классической иллюстрации модного Дома Dior, и ей нужен был кейтеринг. С меня была реализация, с Алены — рисунки для эклеров. Получилось невероятно красиво. И вкусно, конечно, тоже.

А что-нибудь кроме эклеров будете готовить?

Сейчас кроме эклеров я делаю мармелад и маршмеллоу. На них я почти ничего не зарабатываю, но они нравятся людям. Моно-товар продвигать непросто, поэтому, скорее всего, в какой-то момент я решу расширять ассортимент.

Есть ли у вас секрет или специальные ингредиент?

Общаясь с клиентами, я поняла, что в конечном счете люди покупают не эклеры с картинками, а эмоции, впечатления и возможность удивить другого человека. И им определенно важно, кто это делает. Например, одна девушка попросила, чтобы курьер вручил коробку ее мужу со словами «самый красивый кондитер Лена Володина испекла для вас самые вкусные в мире эклеры». То есть, дарят не просто эклеры, а эклеры с именем и судьбой. Наверное, это и есть секретный ингредиент.

А недавно я пережила момент славы: на фестивале Seasons в потоке людей меня окликнула девушка «Лена! А вы Елена Володина? Я ваш поклонник еще со времен Cosmopolitan!». При том, что по роду службы я публичный человек, все-таки я была приятно удивлена и немного обескуражена тем, что есть люди, которые помнят, как все начиналось, мои кулинарные видео, колонки про учебу во Франции — и даже как я выгляжу. Многие признаются, что мой пример их вдохновляет — на жизнь и на творчество. То, что я делаю, неожиданно оказалось гораздо больше, чем просто эклеры. Я бы никогда не смогла придумать это специально.

Виктория Сагирова, @ivcakes

Виктория Сагирова
Виктория Сагирова

У вас довольно популярный аккаунт. Как вам это удалось? Давно ли вы занимаетесь выпечкой тортов и кексов?

Я занимаюсь этим около трех лет и когда начинала, домашние торты были еще не в моде. И, соответственно, конкуренция не была такой высокой. Сейчас это любимое направление для девушек, а несколько лет назад, это было что-то новое, необычное. Так я поймала волну и сарафанное радио в «Инстаграме» помогло сделать аккаунт популярным.

А вы специально учились на кондитера?

Да, когда я поняла, что приготовление тортов и пирожных — это творческий процесс и в декоре и украшательствах всегда есть, куда стремиться, то отучилась на кондитера. Считаю, это необходимо, если хочется развития.

Почему вы решили заниматься именно десертами?

Потому что это очень творческий процесс. А еще несколько лет назад была доставка всего чего угодно, кроме десертов. И я подумала, что было бы круто сделать доставку тортов в «один клик». Ведь ни один праздник не обходится без праздничного пирога, но еще недавно необычный тортик можно было заказать только у ресторанного кондитера, которого надо было еще найти. А сейчас все быстро легко и доступно.

Как вы считаете, в чем секрет вашего успеха?

Я не считаю, что добилась успеха. Нам ещё куда стремиться.

На кого вы ориентируетесь? Есть ли у вас любимые кондитеры?

Я люблю вдохновляться работами западных фуд-фотографов, да и наших тоже. Но если говорить о том, кто меня восхищают, так это ребята @makemycakeshop из Одессы.

Где в Москве можно найти вкусные торты?

В ресторанах Новикова всегда потрясающие десерты, а ещё очень люблю Tres leches — просто невероятные эквадорские десерты. Они есть в «Даблби» на Сретенке. Ну и у девочек @yumbaker и @kalabasa конечно .

Ирина Лукшайтис, @pp_baker

Ирина Лукшайтис
Ирина Лукшайтис

Как давно вы занимаетесь кулинарией?

24 января будет ровно два года со дня первого заказа.

Есть ли у вас специальное образование?

Специального образования нет. Та рецептура, которой я сейчас придерживаюсь, уникальна, потому что каждый торт я готовлю по‑своему. Я не использую кулинарные весы или дозаторы, я пеку так как чувствую в данный момент. Именно поэтому на вопрос: «не хочу ли я устроить мастер-класс», — я всегда отвечаю: «нет». Я против штамповки.

Как вы стали заниматься кулинарией?

По образованию я юрист, работала по профессии и довольно успешно, но в душе всегда хотелось творить. Я долго не решалась начать свое дело, всегда находились отговорки. А затем родилась моя дочь и все встало на свои места. Я поняла: сейчас или никогда. И все завертелось.

Как вы считаете, в чем секрет вашего успеха?

Я для меня и для других успех в том, чтобы найти свое дело. Есть такое выражение — «Счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью идет домой». Здорово, что я могу сказать так о себе.

Почему вам нравится делать десерты?

Наверное потому, что тут я могу воплотить весь свой творческий потенциал и при этом затронуть не только зрительные, но и вкусовые рецепторы человека. Украшение торта для меня любимейший момент, руки — мои кисти, а ягоды — краски. И двух одинаковых тортов никогда не получится, потому что каждого свой характер.

В чем особенность ваших десертов?

Petite Polly Baker отличается от других домашних кондитерских тем, что во главу угла ставит натуральность. Я не использую ни в креме, ни в бисквитах сливочное масло и маргарин. Не использую загустители и консерванты, пищевые добавки и «улучшители» вкуса. В основе моего крема только свежие сливки и домашний творог. А для детей я делаю крем на основе полезной рикотты. Своим заказчикам я всегда честно говорю о том, что я против мастики, но для тортов на детских праздниках она иногда необходима. Я вообще стараюсь быть честной со своими заказчиками, мне важно найти контакт с каждым из них, понять их желания и максимально точно воплотить их. Вот и весь секрет.

Фото: Иван Мудров

Макияж и прическа: Маша Полканова, @coco_hairstyle