Самые яркие коллаборации художников и брендов: обзор колумниста Grazia

Что происходит, когда мода встречается с искусством
Самые яркие коллаборации художников и брендов: обзор колумниста Grazia
Yayoi Kusama x Louis Vuitton
АннаРенова
Искусствовед, арт-блогер

Сталкивались ли вы когда-нибудь с убеждением, что искусство – это гипервозвышенная и далекая от реальности сфера? Что оно не выходит за рамки музеев, галерей, домов коллекционеров, что это «какая-то особенная область для особенных людей». Подобное суждение – давно изжитый стереотип.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Yayoi Kusama x Louis Vuitton
Yayoi Kusama x Louis Vuitton
@louisvuitton

Как искусство заставили «работать»

Louis Vuitton x Ричард Принс
Louis Vuitton x Ричард Принс
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже в первой половине 20 века искусство стало проникать в повседневную жизнь. Всё началось с 1920-х годов. На художественную арену вышли конструктивисты. Именно эти художники впервые сделали своей целью – снять искусство с пьедесталов музее и призвать его «работать» на пользу обществу. Конструктивисты переносили приемы геометрической абстракции с полотен на привычные всем людям вещи: мебель, посуду, одежду, рекламные плакаты. В итоге стали появляться суперсовременные вещи, которые даже в наши дни выглядят стильно и актуально. Лично я с удовольствием бы обставила квартиру мебелью по эскизам тех времен.

Шаг навстречу брендам

Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем, во второй половине 20 века, искусство медленно, но неуклонно стало сближаться с брендами. Пожалуй, главным трендсетерром этого движения был всемирно известный сюрреалист Сальвадор Дали. Именно он в 1969 году создал культовый логотип леденцов «Чупа-Чупс», а также порекомендовал расположить лого в верхней части упаковки, чтобы сделать его более заметным. Несмотря на то, что в 1990 году дизайн немного модернизировали, узнаваемая форма восьмилистника и характерный шрифт курсивом до сих пор остаются неизменными.

Платье «Слезы» 1938 года, созданное Эльзой Скиапарелли и Сальвадором Дали.
Платье «Слезы» 1938 года, созданное Эльзой Скиапарелли и Сальвадором Дали.
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо этого, художник на протяжении многих лет дружил с Эльзой Скиапарелли и регулярно сотрудничал с её модным Домом. Их первым совместным творением стала пудреница-телефонный диск 1935 года, а после на свет появились шляпа-туфелька, платье-скелет, колье с жуками, платье-лобстер и другие экстравагантные предметы гардероба, созданные по эскизам Сальвадора Дали или вдохновленные его произведениями.

Почему арт-коллаборации всегда в моде

Коллекция Louis Vuitton с Джеффом Кунсом
Коллекция Louis Vuitton с Джеффом Кунсом
©louisvuitton
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В последние годы коллаборации искусства и бизнеса все больше и больше набирают обороты. Бесспорными лидерами этого течения являются модные Дома Louis Vuitton и Prada. В послужном списке первого можно найти коллекции, выпущенные совместно с Джеффом Кунсом, Такаси Мураками и Яёй Кусамой. У второго же есть целый арт-проект Prada Mode, в рамках которого итальянский бренд гастролирует по всему миру с временными арт-пространствами – социальными клубами, созданными в сотрудничестве с известными современными художниками. Так, в 2021 году в Москву приезжала инсталляция Pharmacy Дэмьена Херста. Исторический особняк Левенсона на время превратился в стильную «аптеку», где мебель, стены и даже окна были украшены принтами с таблетками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Инсталляция Pharmacy Дэмьена Херста в Москве
Инсталляция Pharmacy Дэмьена Херста в Москве
Prada
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российские компании также не отстают от мирового тренда. Например, бренд Befree запустил проект Co:Create с арт-коллаборациями. Самая недавняя из них – коллекция одежды с очаровательными рисунками петербургского стрит-арт-художника Турбена. Банк Тинькофф регулярно выпускает карточки с арт-дизайнами – классическими картинами из Третьяковской галереи или работами современных художников. И, конечно, все чаще рестораны и отели украшают свои интерьеры произведениями современного искусства или устраивают мини-выставки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бренд Befree совместно с стрит-арт-художником
befree.ru
Бренд Befree совместно с стрит-арт-художником
befree.ru

В чем же смысл такого сотрудничества? Чем искусство привлекает бизнес? Всё дело в уникальности и внимании! Арт-коллаборации всегда вызывают всплеск обсуждений и приносят компаниям новых клиентов, а художникам – новых поклонников. У людей же появляется возможность приобрести яркий лимитированный предмет, который поможет выделиться на фоне других или насладиться необычным и запоминающимся интерьером. Но что еще важно – подобное сотрудничество помогает искусству стать ближе и доступнее людям. Превратить его из «узника» музеев и частых коллекций в непосредственный элемент повседневной жизни. Это не только помогает продвижению бизнесов и популяризации искусства, но и делает нашу с вами жизнь намного ярче и прекраснее.