Возможно, последний фильм Хаяо Миядзаки: о чем «Мальчик и птица» и кому его точно нельзя смотреть

Хаяо Миядзаки — гений своего поколения, равных которому найти почти невозможно. И не так давно он показал свой, возможно, последний анимационный фильм на кинофестивале в Торонто. В этом материале подробно расскажем о «Мальчике и птице», а заодно объясним, как он связан с жизнью самого режиссера и почему смотреть его стоит далеко не всем.

Кто такой Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки
Legion-Media

82-летний Хаяо Миядзаки — японский режиссер-аниматор. С его творчеством в современном мире так или иначе знакомы практически все. «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок», «Принцесса Мононоке» — все это его проекты, глядя на которые, ни у кого не хватит смелости сказать, что аниме предназначено исключительно для детей и подростков. И хотя может показаться, что Миядзаки родился талантливым или ему просто повезло, на самом деле в жизни режиссера было немало эпизодов, когда он всерьез задумывался о том, чтобы больше никогда не браться за карандаш.

В одном из интервью Хаяо рассказывал, что особое впечатление на него всегда производила советская мультипликация. В числе любимых мультфильмов он перечислял «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна и «Снежную королеву» Льва Атаманова. Последний сильно повлиял на японского режиссера и помог ему продолжать карьеру в анимации, несмотря на все трудности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В прессе Хаяо называют «японским Диснеем», но сам он от этого не в восторге. По мнению Миядзаки, американские мультипликаторы уже давно творят не ради искусства, а только ради денег. В беседе с журналистами Spiegel однажды он сказал: «Американцы стремятся в первую очередь к популярности своих фильмов, поскольку хотят заработать на них. Я стремлюсь создать произведение искусства, поэтому не заинтересован в том, чтобы говорить детям неправду о войнах, экономическом кризисе или разрушении окружающей среды. Если мы не способны посмотреть правде в лицо, то мы не можем рассказать эту правду детям». По мнению Миядзаки, американская анимационная индустрия сокращает сложную и многогранную жизнь до одной простой формулы «добро против зла». «Мне бы не хотелось снимать такое», — честно делился режиссер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И ему это удалось. В его фильмах никогда нет черного и белого, а вот пространства для размышлений — вполне достаточно. Обратите внимание на то, что Миядзаки в своих оригинальных работах не выступает моральным цензором. Именно поэтому его творения полны многогранных персонажей, в каждом из которых есть положительные и отрицательные качества. К тому же сам Миядзаки никогда не знает, чем закончится его фильм — он не пишет сценарий, а сразу рисует раскадровку. Таким образом, у него и получаются витиеватые и непредсказуемые сюжеты.

Темы, которые проходят лейтмотивом через все творчество Миядзаки, — война, феминизм, семья, экология, взаимоотношение человека и технологий. И хотя многие вещи заимствованы из жизни самого Хаяо — он не раз воплощал на экране образы своих родителей — он еще ни разу не снимал кино о себе. По крайней мере, до выхода «Мальчика и птицы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отказ от маркетинга

Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Legion-Media

Несмотря на то, что кино и сериалы — одно из самых популярных развлечений, мало кто может реально представить себе, сколько денег кинобоссы тратят на продвижение своих проектов. В среднем затраты на маркетинг могут составлять до 50% от стоимости производства самого фильма. Чтобы вы могли представить себе это в цифрах, приведем несколько более конкретных примеров. В 1980-м средняя стоимость продвижения фильма составляла 4,3 млн долларов. К 2021 году эта цифра выросла вплоть до 35 млн долларов. И мы говорим только о средней сумме. В 2019-м Marvel потратили на маркетинг фильма «Мстители: Финал» свыше 200 млн долларов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему так происходит? Потому что это окупается. Вспомните хотя бы фильм «Барби». Уверены, что во многом своим успехом комедия обязана именно грамотно выстроенному маркетингу. Даже барбикор сыграл на руку продюсерам ленты, что уж говорить о промо-туре, который едва ли не весь мир окрасил в розовый цвет. А теперь представьте, что в мире, где маркетинг представляет собой примерно половину успеха, кто-то намеренно отказывается от любых способов продвижения.

Мы сейчас не шутим. У фильма «Мальчик и птица» не было вообще никакой рекламы. В Японии он появился в кинотеатрах в июле этого года — без каких-либо трейлеров и с одним единственным постером. Однако соотечественники любят Миядзаки настолько, что не стали сливать информацию об этом в международные СМИ. Даже в социальных сетях вы практически не найдете упоминаний ленты. Только на днях — и не без участия дистрибьютера GKIDS — в Сети появился первый трейлер. Осознаете, какая это экономия бюджета? В мире, где каждый старается выкрикнуть громче и сделать более хайпово, Миядзаки предпочел молчать и... преуспел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О чем «Мальчик и птица»

Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Кинопоиск

Официальное описание «Русского репортажа», именно эта компания выступает прокатчиком анимационного фильма Миядзаки, гласит: «Мальчик по имени Махито, тоскующий по своей маме, отправляется в мир, где мертвые соседствуют с живыми. Там заканчивается смерть, а жизнь обретает новое начало. Полуавтобиографическая фантазия о жизни, смерти и создании, придуманная Хаяо Миядзаки в дань уважения дружбе». Рассказываем более подробно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время бомбардировки мать главного героя погибает в пожаре в больнице, где она работала медсестрой. Отец мальчика находит новую супругу в младшей сестре своей покойной жены. Вся семья перебирается подальше от столицы — в спокойную сельскую местность, где старается избегать ужасов войны. Знакомые с творчеством и жизнью Миядзаки уже на этот моменте нашли несколько интересных параллелей.

Во-первых, главный герой — мальчик. Такое в лентах Миядзаки практически не встречается. Другие японские режиссеры, в частности Мамору Хосода — его называют одним из приемников Хаяо — однажды говорил: «Есть великий мастер анимации, который всегда делает главными героями молодых женщин. Думаю, это связано с его неуверенностью в себе. Это преклонение перед молодыми женщинами действительно беспокоит меня». И хотя обвинение это мы считаем голословным, но феминизм стал одним из основных направлений во всем творчестве Миядзаки. Многие связывают это с трагическим прошлым режиссера, о котором мы чуть позже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Legion-Media

Во-вторых, главный герой теряет своих родителей из-за войны. Здесь параллель достаточно простая — отец Хаяо, Кацудзи, занимался производством деталей к самолетам, которые позднее отправлялись на войну. После бомбардировки города Уцуномия вся семья переезжает в Кануму. С 1947 по 1955 годы заметно ухудшается здоровье матери, Есико. Из-за этого семье приходится часто переезжать. Ослабевшая из-за туберкулеза позвоночника женщина не в состоянии дать своим детям материнской любви. Особенно сильно от этого страдает Хаяо — в один момент он попросту закрывается от родителей. Главный герой мультфильма же теряет мать в пожаре, а отца — в его новой семье. Он намеренно отгораживается от них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мультфильме даже есть особенный эпизод — главный герой травмирует себе голову камнем, надеясь, что это убедит отца оставить его дома. Вполне возможно, что этот момент тоже взят из автобиографии Миядзаки, но официального подтверждения, до интервью самого режиссера, нет. «Когда смерть подходит к концу, жизнь находит новое начало», — гласит цитата из трейлера. И это тоже отчасти говорит о режиссере — во время болезни матери он увлекся сказочными мирами манги. Возможно, сам режиссер чувствовал, что его фантазии были защитной реакцией перед жестокостью мира.

Главный герой «Мальчика и птицы» тоже сталкивается с этим выбором — он может остаться в прекрасном мире иллюзий, где у него есть возможность взаимодействовать хотя бы с воспоминаниями о матери, а может вернуться в реальность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последний фильм Миядзаки. Кому его стоит смотреть?

Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Legion-Media

За последние несколько лет в Сети регулярно появлялись новости о том, что Хаяо Миядзаки снимает свой последний фильм. Сам режиссер эту информацию подтверждал. Это неудивительно, в 82 года наверняка хочется отдохнуть. И аниме «Мальчик и птица» могло бы стать идеальной завершающей точкой. Это явно не лучший проект Миядзаки — он и не претендует на это.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако во время кинофестиваля в Торонто вице-президент студии Ghibli Дзюнити Нисиоки заявил, что Хаяо не собирается оставлять мультипликацию — у режиссера уже, якобы, есть несколько идей — и он в скором времени вернется к работе.

Так или иначе, фильм «Мальчик и птица» не подойдет тем, кто не знаком с работами Миядзаки. Так что не стоит начинать свое знакомство с гениальным японским режиссером именно с этого фильма. Лучше попробуйте сперва посмотреть «Мой сосед Тоторо» или «Унесенные призраками», просто чтобы понять, как сказка может вырваться в реальность ребенка и стать его повседневностью.

В России «Мальчик и птица» выйдет уже в ноябре этого года — за месяц до мировой премьеры. Мы искренне надеемся на то, что это действительно не будет последней работой Миядзаки — слишком уж полюбились нам его сказочные миры.