РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фотограф Катя Алагич: «Нам всем в России не хватает цвета»

Катя Алагич @katya_alagich — lifestyle-фотограф, блогер, креативный директор бренда ювелирных украшений LETA, редактор онлайн-журнала Veter Magazine, автор творческих мастер-классов и, конечно, большой любитель путешествий и красоты. Наш колумнист Наташа Байбурина встретилась с Катей, чтобы расспросить ее о новых проектах, планах на лето, любимых фотографах и секретах популярности в Instagram.

Про LETA, цвета и свободу

Катя, расскажи немного о своем ювелирном бренде LETA. Как родилась идея создания украшений с янтарем?

Довольно спонтанно. Три года назад я ездила в Калининград с журналистами снимать репортаж про местный янтарный комбинат. Это было очень интересно: в какой-то кибитке мы спускались по ухабам в карьер, где стояли люди в спецовках, а там завороженно смотрели, как прямо на наших глазах среди голубой глины добывали янтарь. Невероятное зрелище. Я вернулась в Москву, вышел материал, и через полгода после этой поездки мой друг Миша предложил мне сделать онлайн-магазин, где были бы собраны украшения с янтарем от молодых дизайнеров. Мы поняли, что это абсолютно не занятая ниша, что украшения с этим камнем не очень популярны, а жаль: ведь янтарь – наше достояние.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы быстро запустились?

Честно признаюсь, я никогда не была поклонницей янтаря, но мне всегда очень нравилось все, связанное с украшениями. И я с удовольствием погрузилась в новое для себя дело. Какое-то время мы поработали с дизайнерами но, к сожалению, поняли, что процесс у нас не пошел. Много людей, много времени, много усилий, которые по факту не приводили к отличному результату. И в какой-то момент Миша предложил мне взять на себя весь дизайн украшений на себя, рисовать эскизы. Ну а я, архитектор по образованию, согласилась. Я могу и макет сделать, и любой чертеж. Помню, как мы с ювелиром сидели в Starbucks до закрытия, доводили до ума все эскизы. И вот, в прошлом году мы запустились. А название мы хотели придумать легкое, короткое и запоминающееся. LETA – именно то, что нужно.

Как ты видишь бренд LETA в будущем? Что в планах?

Мы хотим попробовать отойти от концепции исключительно янтарных украшений и поискать в дизайне что-то другое. Я люблю яркие цвета и мне очень нравится идея добавления в украшения других камней. В ноябре я съездила в Индию и познакомилась с очень крутыми ребятами, которые уже много лет занимаются самоцветами. Я увидела эти камни вживую и поняла, как нам всем в России не хватает цвета. Сейчас ведь принято делать минималистичные украшения из серебра, золота, позолоты, незаметных камушков. А мне интересно работать с разноцветными камнями разных размеров и форм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В твоем образе, в одежде и в стиле тех украшений, которые ты создаешь и носишь сама, очень чувствуется свобода. Даже что-то этническое. Я права?

Я очень люблю ассиметрию, какие-то «неидеальные» элементы. Это прослеживается у меня во всем — и в фотографии, и в украшениях. Если это сережки, то разной длины — здесь одна сережка, тут другая, — сочетание золота с серебром. Разные оттенки. Как правило, я стараюсь обновлять гардероб в поездках, но сейчас с удовольствием открываю для себя русских дизайнеров. Из недавних открытий – магазин Parcel, например.

Про фотографию и любимых мастеров

Есть ли у тебя любимые фотографы? Я знаю, что ты восхищаешься классиками.

Мне очень нравится Элиотт Эрвитт, который также, как и Картье Брессон, был одним из основателей агентства Magnum. У Эрвитта потрясающее чувство юмора. У него есть совершенно чудесная черно-белая серия людей и собак в Нью-Йорке и Париже. Еще мне очень нравится Сол Лейтер. И Стив Маккари: часто у него, конечно, бывают и постановочные кадры, но и они по-своему прекрасны. Маккари, например, может снять тот же Тадж-Махал так, как ты никогда в жизни не снимешь! Когда я в прошлом году оказалась в Индии — это была моя мечта — я впервые увидела Тадж-Махал. Я смотрела на него и понимала, что не сделаю ни одной фотографии на камеру, потому что это уже как открытка, что здесь снимать? А Стив Маккари снял его с реки на рассвете, с другого ракурса. Он стоит весь в утренней дымке. В такие моменты ты понимаешь, что надо стремиться снимать так. И так видеть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А кто тебе нравится из современников?

Не могу не сказать про Георгия Пинхасова — единственного российского фотографа, который состоит в агентстве Magnum. Он просто бог фотографии, я очень многому учусь у него. Из fashion-фотографов — Тим Уокер. Недавно проходила его выставка в MAMM: он снял последний календарь Pirelli. Это и Эллен фон Унверт — такой смазанный, сексуальный стильный фэшн. И бельгиец Гарри Грюйер. Он мастерски работает с цветом, светом и геометрией, в основном снимает репортаж, какие-то социальные проекты. Однажды я увидела его рекламную кампанию для Hermès — и это было потрясающе. Раньше я как-то отнекивалась от предложений снимать кампэйны: зачем мне идти в фэшн, если все плюс-минус снимают одинаково. Но потом я поняла, что разные жанры можно совмещать: снимая lifestyle, можно время от времени делать креативные, отличающиеся от всех остальных, кампэйны. Бренд получает совершенно другой взгляд, более авторскую историю.

Насколько я знаю, ты снимала несколько показов известных русских дизайнеров. Как это было?

Все верно, я снимала показы Александра Терехова и Алены Ахмадуллиной. Терехов всегда выбирает очень интересные локации для своих показов. Первый показ, на котором я оказалась, проходил в шоколадных цехах. Было очень мало света, суператмосферно, очень красиво. А затем я снимала его показ в Музее им. Щусева, где сквозь залы, огромные открытые двери, вышагивали модели. Чертежи на стенах, кругом платья, украшения: это было волшебно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про мастер-классы и творчество

Как ты решилась на собственные мастер-классы?

Я не люблю слово «мастер-класс», предпочитаю — «творческая встреча». Мне нравится общаться с людьми в приятной, легкой обстановке, когда все говорят друг другу «ты», звенят бокалами, что-то придумывают. Все эти встречи — это возможность по-другому, через личное общение взглянуть на свои собственные работы. Мне хочется двигаться в сторону вкусов, запахов, музыки, красивых мест. Я, в целом, — про красоту. И именно поэтому я занимаюсь и фото, и интерьерами, и украшениями, и мастер-классами. И фидбек после этих встреч невероятный: девушки пишут о том, что они действительно зарядились, узнали что-то новое, им захотелось больше снимать. 

Расскажи немного о творческой встрече, которую вы провели в отелеThe St Regis. На фото все выглядело великолепно!

Спасибо! Это был очень интересный опыт. Мы пригласили девушек, увлекающихся фотографией, на мастер-класс с теорией и практикой. Встреча проходила в отеле при участии моих друзей из Сosmotheca, известных своими потрясающими проектами с авторской парфюмерией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вся моя фотография  – про осознанный подход к созданию историй, в которых настроение и атмосфера вдохновлены запахами, визуальными образами и передаются с помощью продуманных деталей. И мы придумали особенную историю для съемки. События происходили в Нью-Йорке 1927 года с пятью разными женщинами, которые проснулись утром в королевском номере отеля. Моделью стала Света Ильевская. Винтажные платья и секреты прошлого, смятые простыни и сицилийская мафия, старинные украшения и истории, переплетающиеся с судьбами Пабло Пикассо, Гертруды Стайн — мы вдохновлялись эстетикой в духе богемных времен Фицджеральда и Хемингуэя. Многие гости даже назвали это иммерсионным театром!.

Я знаю, что в ближайшее время ты планируешь анонсировать свой новый мастер-класс. Что это будет, кому это может быть интересно в первую очередь, и как туда попасть? 

23 июня я планирую провести творческую встречу, посвященную фотографии в путешествиях. Попадая в новую для нас среду мы погружаемся атмосферу чего-то нового и часто подходим к процессу съемки довольно бездумно, привозя тысячи похожих друг на друга кадров, которые потом годами хранятся на жестком диске. Мне же хочется вдохновить на более осознанный подход к съемке, вне зависимости от того, придет ли ко мне профессиональный фотограф или человек, который просто любит снимать в поездках. Я расскажу о том, как составлять серии из кадров, объединенные атмосферой места, как отбирать снимки, а также расскажу о своих излюбленных приемах. Про цвет, свет и нестандартный подход к построению композиции. В общем, мне хочется в неформальной обстановке показать, как можно снимать по-другому, вдохновить и зарядить. И, конечно же, все это за кофе и легким завтраком в красивом месте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про вдохновение, стиль жизни и Instagram

Какие книги, фильмы, спектакли, музыка тебя вдохновляют? Есть ли произведения, которые подарили тебе интересную творческую идею?

Из спектаклей — «Cон в летнюю ночь» в студии Петра Фоменко. Кстати, когда-то я снимала в этом театре материал для журнала Interview, мне очень хотелось посмотреть на закулисье. В итоге я протусовалась с актерами несколько дней, поснимала все гримерки, пообщалась со всеми монтажниками, осветителями, костюмерами, поговорила со многими интереснейшими людьми. Было чудесно.

А книги?

Я очень люблю фотоальбомы с сериями Моны Кун. Обожаю произведения, действие которых происходит в 20-40-х годах (Фицджеральд, Франсуаза Саган, Моэм, Артур Цвейг) и в середине 20-го века в Америке (Ирвин Шоу, Трумен Капоте). Я обожаю эстетику belle epоque и такую свободную, раскрепощенную Америку в 60-е, и мечтала бы пожить в те времена.

Насколько можно судить по твоим перемещениям, ты большой любитель путешествий. Кроме того, ты ведешь раздел Travel в популярном издании Veter Magazine. Расскажи, какие страны, города, вдохновляют тебя больше всего? Есть ли места на карте, где ты еще не была, но куда мечтаешь поехать? 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не представляю свою жизнь без путешествий: это то, ради чего я брошу все и потрачу любые деньги. Поиск билетов, продумывание маршрута, да и просто рассматривание городов на Google Maps в прямом смысле слова заставляют мое сердце биться быстрее. Это то, что заряжает меня сильнее любой музыки. Я не представляю свою жизнь без Италии и Гоа. В Италии (особенно нежные чувства я питаю к Амальфитанскому побережью и Cinque Terre) живет одна часть меня, которая любит красоту, дольче виту и лазурное море. Она про эстетику и упоение жизнью, про гедонизм в чистом виде. А Гоа — это свободная и «хиппующая» я, которая может несколько дней не расчесывать соленые волосы, ходить босиком, гладить коров и гонять на байке на закате в коротком развивающемся платье, купленном у местных дизайнеров на рынке. За последние пару лет меня больше всего поразили Исландия, Марокко и Аргентина, это были путешествия, которые в свое время очень сильно выдернули меня из зоны комфорта и встряхнули. И сейчас я чувствую, что такие опыты надо повторять почаще. В мечтах — ЮАР, Бали, Калифорния и Мексика. 

Предполагаю, что как визуалу, тебе очень важно жить в радующих глаз отелях или квартирах. Как ты обычно подыскиваешь жилье для путешествий?

Мне крайне важны эстетика и комфорт, хотя случаи бывали разные: я жила и в хостелах, и в лачужках на берегу моря, сделанных из кокосовых стеблей, и каучсерфинг тоже пробовала (отличный опыт, кстати!). Я всегда открыта всему интересному. Но чаще всего останавливаюсь в квартирах, найденных на Airbnb. Больше всего важно, чтобы локация находилась недалеко от центра города, и мне очень важен какой-то дух места. Идеальный ремонт мне совсем не обязателен, я скорее за атмосферу. Очень люблю «бабушкины» квартиры где-нибудь во Франции и Италии. Наполненные книгами и старыми вещицами. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впереди несколько месяцев лета. Куда ты планируешь отправиться за вдохновением?

Совсем недавно я вернулась из любимого Тель-Авива и зарядилась каким-то настроением свободы и теплом. Удивительный город. А вообще во время нашего интервью, раздумывая о путешествиях, я поняла, что в течение года мне очень важно находить баланс между отдыхом на побережье, спонтанными трипами на концерты и фестивали и чем-то совершенно неожиданным: вроде внезапной поездки на индийскую свадьбу в Дели.

Все твои фото в Instagram – это уникальные моменты красоты и эстетики. И это логично: ты – фотограф, у тебя отлично развито чувство прекрасного. А как быть тем, кто 24/7 занимается вещами, далекими от творчества, но очень хочет добавить в свою ленту атмосферы и вдохновения? Как развивать вкус и насмотренность?

Всегда на мастер-классах я повторяю: «Тренируйте свой взгляд». Нужно обязательно смотреть больше: и зарубежных, и наших фотографов. Но и, конечно, нужно фильтровать свои «подписки». Лично мне кажется, что в моем Instagram уже overdose красоты (в том смысле, что я подписана на невероятное количество пабликов – от каллиграфии и испанской керамики до художницы из Южной Америки, испанского AD и аккаунтов про искусство коллажа). Плюс, парфюмерия, street style фотографы, какие-то съемки — в моей ленте настоящий калейдоскоп творчества. Поэтому я советую насыщать Instagram разными вещами: поменьше однотипного. Так вы научитесь видеть прекрасное в каждой детали!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про невест и свадебных фотографов

Не могу не спросить тебя про официальные фотографии с помолвки Меган Маркл и Принца Гарри, которых этой весной так бурно обсуждали в сети. Кто-то называл снимки слишком интимными и нетипичными для членов royal family, кто-то — наоборот, искренними и живыми. На твой взгляд, что является показателем действительно отличной съемки пары?

Когда чувствуется легкость, честность. Когда кажется, что фотографа не замечают, он становится  невидимым наблюдателем со стороны. Когда я общаюсь с парой, которую мне предстоит снимать, я стараюсь позиционировать себя не как фотографа, а как их друга. Именно поэтому я очень люблю зарубежные съемки: это всегда мини-путешествие. Ты со всеми сдружился, и вы стали почти семьей на короткий период времени. Вы вместе летите в самолете, живете в одном отеле, общаетесь.

Например, в Исландии, когда я жила вместе с парой, я им готовила завтрак, обед и своими руками в полях собирала невесте букет с хлопком и мхом. Я за дружеское отношение, я легко нахожу общий язык с гостями, танцую, гуляю с камерой, и фотографии получаются прекрасными — очень живыми. Для меня крайне важно найти именно таких людей: чтобы они меня поняли и доверились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расскажи, есть ли идеальный алгоритм выбора фотографа на свадьбу? Какие-то базовые моменты, на которые стоит обратить внимание?

Когда я сама выходила замуж, мне было проще: я точно знала, что мою свадьбу будет снимать совершенно конкретный фотограф. Мне был близок ее стиль. Я считаю, что профессионализм фотографа состоит в том числе и в том, чтобы он был довольно гибким, умел снимать в разных жанрах. Снять постановку красивой пары с красивым декором может, по сути, кто угодно. Я бы посоветовала паре попросить «потенциального» фотографа показать им репортажные кадры с разных свадеб, снимки гостей. Можно сделать выборку фотографов, близких вам по эстетике, и посмотреть, что они снимают помимо свадеб. Также интересно было бы посмотреть, как человек снимает более бюджетные праздники, где нет роскошного декора. Это показатель.

Ты помнишь первую свадьбу, которую взялась снимать?

Конечно! Я вообще тогда не думала о съемке свадеб. Это был праздник небезызвестной сейчас в сети Тани Либерман. Потрясающая свадьба в Израиле! Кстати, именно она и дала толчок к моей своеобразной известности: после публикации снимков этой пары мне начали поступать заказы. Многие невесты говорили: «Хочу съемку, как у Тани!». А впоследствии: «Хочу, как у Насти Волковой». Снимала я на пленку. Помню, что у меня было ограниченное количество пленок, потому что я не совсем понимала, как их верно «растянуть» на целый день съемки. Хорошо, что я была не одна, и со мной в паре работал еще один фотограф – Леня, с которым мы, кстати, сразу невзлюбили друг друга. Конкуренция! Леня снимал «жесткий» репортаж, а я – все воздушное, цветочки, детали. Но позже, когда уже после свадьбы мы посмотрели фотографии, которые получились, поняли, что отлично дополняем друг друга. Поэтому на больших свадьбах и больших проектах мы начали работать вдвоем. Мы летали в Аргентину снимать русский оркестр под Буэнос-Айресом, в Грузию, снимали открытие Ленинград Центра в Питере. Я рада, что есть Леня, потому что его мужское видение отлично меня развивает. Под его влиянием я начала немного уходить от всей этой «ванильки» в сторону репортажа. И это, конечно, двусторонний процесс.

Как мне кажется, сейчас в России появился небольшой уклон в сторону камерных свадеб и фотосъемок elopement. Людям уже не хочется устраивать большие праздники, я права?

В целом, да. У нас действительно стали все чаще делать более камерные свадьбы. За редким исключением люди больше не стремятся поразить друг друга размахом мероприятия. Где-то 7 лет назад в России начали появляться первые свадьбы в европейском стиле, появился хороший декор, люди начали больше слушать себя, как мне кажется. Очень развивается уровень фотографов: у нас прекрасные свадебные фотографы, по сравнению с той же Италией, Испанией и даже Францией. Очень часто молодые ребята предпочитают поехать куда-то в Европу, взять с собой фотографа и устроить свадьбу только для двоих. Мне кажется, это прекрасная идея!

Текст: Наташа Байбурина

Загрузка статьи...