Про LETA, цвета и свободу

Катя, расскажи немного о своем ювелирном бренде LETA. Как родилась идея создания украшений с янтарем?

Довольно спонтанно. Три года назад я ездила в Калининград с журналистами снимать репортаж про местный янтарный комбинат. Это было очень интересно: в какой-то кибитке мы спускались по ухабам в карьер, где стояли люди в спецовках, а там завороженно смотрели, как прямо на наших глазах среди голубой глины добывали янтарь. Невероятное зрелище. Я вернулась в Москву, вышел материал, и через полгода после этой поездки мой друг Миша предложил мне сделать онлайн-магазин, где были бы собраны украшения с янтарем от молодых дизайнеров. Мы поняли, что это абсолютно не занятая ниша, что украшения с этим камнем не очень популярны, а жаль: ведь янтарь — наше достояние.

Вы быстро запустились?

Честно признаюсь, я никогда не была поклонницей янтаря, но мне всегда очень нравилось все, связанное с украшениями. И я с удовольствием погрузилась в новое для себя дело. Какое-то время мы поработали с дизайнерами но, к сожалению, поняли, что процесс у нас не пошел. Много людей, много времени, много усилий, которые по факту не приводили к отличному результату. И в какой-то момент Миша предложил мне взять на себя весь дизайн украшений на себя, рисовать эскизы. Ну, а я, архитектор по образованию, согласилась. Я могу и макет сделать, и любой чертеж. Помню, как мы с ювелиром сидели в Starbucks до закрытия, доводили до ума все эскизы. И вот, в прошлом году мы запустились. А название мы хотели придумать легкое, короткое и запоминающееся. LETA — именно то, что нужно.

Как ты видишь бренд LETA в будущем? Что в планах?

Мы хотим попробовать отойти от концепции исключительно янтарных украшений и поискать в дизайне что-то другое. Я люблю яркие цвета и мне очень нравится идея добавления в украшения других камней. В ноябре я съездила в Индию и познакомилась с очень крутыми ребятами, которые уже много лет занимаются самоцветами. Я увидела эти камни вживую и поняла, как нам всем в России не хватает цвета. Сейчас ведь принято делать минималистичные украшения из серебра, золота, позолоты, незаметных камушков. А мне интересно работать с разноцветными камнями разных размеров и форм.

В твоем образе, в одежде и в стиле тех украшений, которые ты создаешь и носишь сама, очень чувствуется свобода. Даже что-то этническое. Я права?

Я очень люблю ассиметрию, какие-то «неидеальные» элементы. Это прослеживается у меня во всем — и в фотографии, и в украшениях. Если это сережки, то разной длины — здесь одна сережка, тут другая, — сочетание золота с серебром. Разные оттенки. Как правило, я стараюсь обновлять гардероб в поездках, но сейчас с удовольствием открываю для себя русских дизайнеров. Из недавних открытий — магазин Parcel, например.

Про фотографию и любимых мастеров

Есть ли у тебя любимые фотографы? Я знаю, что ты восхищаешься классиками.

Мне очень нравится Элиотт Эрвитт, который также, как и Картье Брессон, был одним из основателей агентства Magnum. У Эрвитта потрясающее чувство юмора. У него есть совершенно чудесная черно-белая серия людей и собак в Нью-Йорке и Париже. Еще мне очень нравится Сол Лейтер. И Стив Маккари: часто у него, конечно, бывают и постановочные кадры, но и они по‑своему прекрасны. Маккари, например, может снять тот же Тадж-Махал так, как ты никогда в жизни не снимешь! Когда я в прошлом году оказалась в Индии — это была моя мечта — я впервые увидела Тадж-Махал. Я смотрела на него и понимала, что не сделаю ни одной фотографии на камеру, потому что это уже как открытка, что здесь снимать? А Стив Маккари снял его с реки на рассвете, с другого ракурса. Он стоит весь в утренней дымке. В такие моменты ты понимаешь, что надо стремиться снимать так. И так видеть.

А кто тебе нравится из современников?

Не могу не сказать про Георгия Пинхасова — единственного российского фотографа, который состоит в агентстве Magnum. Он просто бог фотографии, я очень многому учусь у него. Из fashion-фотографов — Тим Уокер. Недавно проходила его выставка в MAMM: он снял последний календарь Pirelli. Это и Эллен фон Унверт — такой смазанный, сексуальный стильный фэшн. И бельгиец Гарри Грюйер. Он мастерски работает с цветом, светом и геометрией, в основном снимает репортаж, какие-то социальные проекты. Однажды я увидела его рекламную кампанию для Hermès — и это было потрясающе. Раньше я как-то отнекивалась от предложений снимать кампэйны: зачем мне идти в фэшн, если все плюс-минус снимают одинаково. Но потом я поняла, что разные жанры можно совмещать: снимая lifestyle, можно время от времени делать креативные, отличающиеся от всех остальных, кампэйны. Бренд получает совершенно другой взгляд, более авторскую историю.

Насколько я знаю, ты снимала несколько показов известных русских дизайнеров. Как это было?

Все верно, я снимала показы Александра Терехова и Алены Ахмадуллиной. Терехов всегда выбирает очень интересные локации для своих показов. Первый показ, на котором я оказалась, проходил в шоколадных цехах. Было очень мало света, суператмосферно, очень красиво. А затем я снимала его показ в Музее им. Щусева, где сквозь залы, огромные открытые двери, вышагивали модели. Чертежи на стенах, кругом платья, украшения: это было волшебно.

Про мастер-классы и творчество

Как ты решилась на собственные мастер-классы?

Я не люблю слово «мастер-класс», предпочитаю — «творческая встреча». Мне нравится общаться с людьми в приятной, легкой обстановке, когда все говорят друг другу «ты», звенят бокалами, что-то придумывают. Все эти встречи — это возможность по‑другому, через личное общение взглянуть на свои собственные работы. Мне хочется двигаться в сторону вкусов, запахов, музыки, красивых мест. Я, в целом, — про красоту. И именно поэтому я занимаюсь и фото, и интерьерами, и украшениями, и мастер-классами. И фидбек после этих встреч невероятный: девушки пишут о том, что они действительно зарядились, узнали что-то новое, им захотелось больше снимать.

Расскажи немного о творческой встрече, которую вы провели в отелеThe St Regis. На фото все выглядело великолепно!

Спасибо! Это был очень интересный опыт. Мы пригласили девушек, увлекающихся фотографией, на мастер-класс с теорией и практикой. Встреча проходила в отеле при участии моих друзей из Сosmotheca, известных своими потрясающими проектами с авторской парфюмерией.

Вся моя фотография - про осознанный подход к созданию историй, в которых настроение и атмосфера вдохновлены запахами, визуальными образами и передаются с помощью продуманных деталей. И мы придумали особенную историю для съемки. События происходили в Нью-Йорке 1927 года с пятью разными женщинами, которые проснулись утром в королевском номере отеля. Моделью стала Света Ильевская. Винтажные платья и секреты прошлого, смятые простыни и сицилийская мафия, старинные украшения и истории, переплетающиеся с судьбами Пабло Пикассо, Гертруды Стайн — мы вдохновлялись эстетикой в духе богемных времен Фицджеральда и Хемингуэя. Многие гости даже назвали это иммерсионным театром!

Я знаю, что в ближайшее время ты планируешь анонсировать свой новый мастер-класс. Что это будет, кому это может быть интересно в первую очередь, и как туда попасть?

23 июня я планирую провести творческую встречу, посвященную фотографии в путешествиях. Попадая в новую для нас среду мы погружаемся атмосферу чего-то нового и часто подходим к процессу съемки довольно бездумно, привозя тысячи похожих друг на друга кадров, которые потом годами хранятся на жестком диске. Мне же хочется вдохновить на более осознанный подход к съемке, вне зависимости от того, придет ли ко мне профессиональный фотограф или человек, который просто любит снимать в поездках. Я расскажу о том, как составлять серии из кадров, объединенные атмосферой места, как отбирать снимки, а также расскажу о своих излюбленных приемах. Про цвет, свет и нестандартный подход к построению композиции. В общем, мне хочется в неформальной обстановке показать, как можно снимать по‑другому, вдохновить и зарядить. И, конечно же, все это за кофе и легким завтраком в красивом месте.

Про вдохновение, стиль жизни и Instagram

Какие книги, фильмы, спектакли, музыка тебя вдохновляют? Есть ли произведения, которые подарили тебе интересную творческую идею?

Из спектаклей — «Cон в летнюю ночь» в студии Петра Фоменко. Кстати, когда-то я снимала в этом театре материал для журнала Interview, мне очень хотелось посмотреть на закулисье. В итоге я протусовалась с актерами несколько дней, поснимала все гримерки, пообщалась со всеми монтажниками, осветителями, костюмерами, поговорила со многими интереснейшими людьми. Было чудесно.

А книги?

Я очень люблю фотоальбомы с сериями Моны Кун. Обожаю произведения, действие которых происходит в 20−40-х годах (Фицджеральд, Франсуаза Саган, Моэм, Артур Цвейг) и в середине 20-го века в Америке (Ирвин Шоу, Трумен Капоте). Я обожаю эстетику belle epоque и такую свободную, раскрепощенную Америку в 60-е, и мечтала бы пожить в те времена.

Насколько можно судить по твоим перемещениям, ты большой любитель путешествий. Кроме того, ты ведешь раздел Travel в популярном издании Veter Magazine. Расскажи, какие страны, города, вдохновляют тебя больше всего? Есть ли места на карте, где ты еще не была, но куда мечтаешь поехать?

Не представляю свою жизнь без путешествий: это то, ради чего я брошу все и потрачу любые деньги. Поиск билетов, продумывание маршрута, да и просто рассматривание городов на Google Maps в прямом смысле слова заставляют мое сердце биться быстрее. Это то, что заряжает меня сильнее любой музыки. Я не представляю свою жизнь без Италии и Гоа. В Италии (особенно нежные чувства я питаю к Амальфитанскому побережью и Cinque Terre) живет одна часть меня, которая любит красоту, дольче виту и лазурное море. Она про эстетику и упоение жизнью, про гедонизм в чистом виде. А Гоа — это свободная и «хиппующая» я, которая может несколько дней не расчесывать соленые волосы, ходить босиком, гладить коров и гонять на байке на закате в коротком развивающемся платье, купленном у местных дизайнеров на рынке. За последние пару лет меня больше всего поразили Исландия, Марокко и Аргентина, это были путешествия, которые в свое время очень сильно выдернули меня из зоны комфорта и встряхнули. И сейчас я чувствую, что такие опыты надо повторять почаще. В мечтах — ЮАР, Бали, Калифорния и Мексика.

Предполагаю, что как визуалу, тебе очень важно жить в радующих глаз отелях или квартирах. Как ты обычно подыскиваешь жилье для путешествий?

Мне крайне важны эстетика и комфорт, хотя случаи бывали разные: я жила и в хостелах, и в лачужках на берегу моря, сделанных из кокосовых стеблей, и каучсерфинг тоже пробовала (отличный опыт, кстати!). Я всегда открыта всему интересному. Но чаще всего останавливаюсь в квартирах, найденных на Airbnb. Больше всего важно, чтобы локация находилась недалеко от центра города, и мне очень важен какой-то дух места. Идеальный ремонт мне совсем не обязателен, я скорее за атмосферу. Очень люблю «бабушкины» квартиры где-нибудь во Франции и Италии. Наполненные книгами и старыми вещицами.

Впереди несколько месяцев лета. Куда ты планируешь отправиться за вдохновением?

Совсем недавно я вернулась из любимого Тель-Авива и зарядилась каким-то настроением свободы и теплом. Удивительный город. А вообще во время нашего интервью, раздумывая о путешествиях, я поняла, что в течение года мне очень важно находить баланс между отдыхом на побережье, спонтанными трипами на концерты и фестивали и чем-то совершенно неожиданным: вроде внезапной поездки на индийскую свадьбу в Дели.

Все твои фото в Instagram — это уникальные моменты красоты и эстетики. И это логично: ты — фотограф, у тебя отлично развито чувство прекрасного. А как быть тем, кто 24/7 занимается вещами, далекими от творчества, но очень хочет добавить в свою ленту атмосферы и вдохновения? Как развивать вкус и насмотренность?

Всегда на мастер-классах я повторяю: «Тренируйте свой взгляд». Нужно обязательно смотреть больше: и зарубежных, и наших фотографов. Но и, конечно, нужно фильтровать свои «подписки». Лично мне кажется, что в моем Instagram уже overdose красоты (в том смысле, что я подписана на невероятное количество пабликов — от каллиграфии и испанской керамики до художницы из Южной Америки, испанского AD и аккаунтов про искусство коллажа). Плюс, парфюмерия, street style фотографы, какие-то съемки — в моей ленте настоящий калейдоскоп творчества. Поэтому я советую насыщать Instagram разными вещами: поменьше однотипного. Так вы научитесь видеть прекрасное в каждой детали!

Про невест и свадебных фотографов

Не могу не спросить тебя про официальные фотографии с помолвки Меган Маркл и Принца Гарри, которых этой весной так бурно обсуждали в сети. Кто-то называл снимки слишком интимными и нетипичными для членов royal family, кто-то — наоборот, искренними и живыми. На твой взгляд, что является показателем действительно отличной съемки пары?

Когда чувствуется легкость, честность. Когда кажется, что фотографа не замечают, он становится невидимым наблюдателем со стороны. Когда я общаюсь с парой, которую мне предстоит снимать, я стараюсь позиционировать себя не как фотографа, а как их друга. Именно поэтому я очень люблю зарубежные съемки: это всегда мини-путешествие. Ты со всеми сдружился, и вы стали почти семьей на короткий период времени. Вы вместе летите в самолете, живете в одном отеле, общаетесь.

Например, в Исландии, когда я жила вместе с парой, я им готовила завтрак, обед и своими руками в полях собирала невесте букет с хлопком и мхом. Я за дружеское отношение, я легко нахожу общий язык с гостями, танцую, гуляю с камерой, и фотографии получаются прекрасными — очень живыми. Для меня крайне важно найти именно таких людей: чтобы они меня поняли и доверились.

Расскажи, есть ли идеальный алгоритм выбора фотографа на свадьбу? Какие-то базовые моменты, на которые стоит обратить внимание?

Когда я сама выходила замуж, мне было проще: я точно знала, что мою свадьбу будет снимать совершенно конкретный фотограф. Мне был близок ее стиль. Я считаю, что профессионализм фотографа состоит в том числе и в том, чтобы он был довольно гибким, умел снимать в разных жанрах. Снять постановку красивой пары с красивым декором может, по сути, кто угодно. Я бы посоветовала паре попросить «потенциального» фотографа показать им репортажные кадры с разных свадеб, снимки гостей. Можно сделать выборку фотографов, близких вам по эстетике, и посмотреть, что они снимают помимо свадеб. Также интересно было бы посмотреть, как человек снимает более бюджетные праздники, где нет роскошного декора. Это показатель.

Ты помнишь первую свадьбу, которую взялась снимать?

Конечно! Я вообще тогда не думала о съемке свадеб. Это был праздник небезызвестной сейчас в сети Тани Либерман. Потрясающая свадьба в Израиле! Кстати, именно она и дала толчок к моей своеобразной известности: после публикации снимков этой пары мне начали поступать заказы. Многие невесты говорили: «Хочу съемку, как у Тани!». А впоследствии: «Хочу, как у Насти Волковой». Снимала я на пленку. Помню, что у меня было ограниченное количество пленок, потому что я не совсем понимала, как их верно «растянуть» на целый день съемки. Хорошо, что я была не одна, и со мной в паре работал еще один фотограф — Леня, с которым мы, кстати, сразу невзлюбили друг друга. Конкуренция! Леня снимал «жесткий» репортаж, а я — все воздушное, цветочки, детали. Но позже, когда уже после свадьбы мы посмотрели фотографии, которые получились, поняли, что отлично дополняем друг друга. Поэтому на больших свадьбах и больших проектах мы начали работать вдвоем. Мы летали в Аргентину снимать русский оркестр под Буэнос-Айресом, в Грузию, снимали открытие Ленинград Центра в Питере. Я рада, что есть Леня, потому что его мужское видение отлично меня развивает. Под его влиянием я начала немного уходить от всей этой «ванильки» в сторону репортажа. И это, конечно, двусторонний процесс.

Как мне кажется, сейчас в России появился небольшой уклон в сторону камерных свадеб и фотосъемок elopement. Людям уже не хочется устраивать большие праздники, я права?

В целом, да. У нас действительно стали все чаще делать более камерные свадьбы. За редким исключением люди больше не стремятся поразить друг друга размахом мероприятия. Где-то 7 лет назад в России начали появляться первые свадьбы в европейском стиле, появился хороший декор, люди начали больше слушать себя, как мне кажется. Очень развивается уровень фотографов: у нас прекрасные свадебные фотографы, по сравнению с той же Италией, Испанией и даже Францией. Очень часто молодые ребята предпочитают поехать куда-то в Европу, взять с собой фотографа и устроить свадьбу только для двоих. Мне кажется, это прекрасная идея!

Текст: Наташа Байбурина

Фото: Катя Алагич

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ?
Подпишитесь на рассылку лучших материалов Grazia