Девятое мая приближается чеканным шагом. Поговорим о стиле милитари? Он, между прочим, зародился отнюдь не на подиуме, не в XX и даже не в XXI веке. Одним из первых примеров создания эффектного образа с элементами военной формы стали мундирные платья Екатерины Великой. Это были достаточно вольные импровизации августейшей особы на тему военного костюма. Но, естественно, времена меняются, а женское самолюбование остается прежним. Тогда целью задуманного маскарада было прославление императрицы.

А что, как мы знаем, становится с высокой модой? Правильно, её копируют социальные группы этажом ниже. Спорный вопрос, к кому подданные Екатерины питали большее уважение — к монарху или к её камзолу, тем не менее женские мундирные платья с кюлотами (не ожидали, что трендовые брючки настолько древние?) стали
компромиссом между необходимостью или желанием носить форму.

Упоминание формы заставляет бывшую школьницу внутри меня безудержно икать, но зато ум, как по команде, пробуждается. Во вторник в особняке Центре моды и дизайна (это новое пространство Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства — очень хорошего музея, кстати) открывалась выставка с хештегом #непровойну. Пресс-релиз обещал шинели, гимнастерки куртки танкистов, ордена, фуражки и декоративное оружие. Я подумала, что-то пропустила: когда все эти предметы успели очистить свою репутацию и начали ассоциироваться с миром? И тут же побежала выяснять.


Оказалось, что выставка действительно не про войну. Она про красоту, мир и любовь. Силу концепции и хрупкость исторических костюмов подчеркнули манекены с головами кроликов. Конечно, тут же становится понятно, что мы не в курсе истинного происхождения львиной доли вещей. Двубортная застежка, пояса с пряжкой, сдвоенные швы, застежки на рукавах, головные уборы с козырьком, непромокаемые ткани пожаловали к нам прямо с полигонов.

Еще раз про мир — на выставке представлены из солдатских оберегов времен Второй мировой войны: тельняшки, шинели с синими петлицами, буденовки спасали жизнь героев от холода, грусти и печали. В мужское общество вписалось платье цвета марсала с бархатными лацканами, как будто вышедшие из ателье британца Нормана Хартнела 1943 года.

Напротив парочки гражданских платьев на возвышение стояли гриндерсы (грубые ботинки), на кронштейнах висели куртки танкистов. Создатели брутального лейбла «ОЛОВО» (у них, кстати, есть теперь и женская шинель — смотрите сами), публично признались, что тосковали по армейскому прошлому, а потому нашили гимнастерок из отваренной итальянской кожи, а повседневный китель подружили с брюками-галифе и по очертаниям афганки сделали панаму из денима. Отличная экипировка для мирной экспедиции в город!

Шагаем дальше. В зале номер два в глазах рябит от красного. Все деревянные игрушки на полках, вырезанный фрагмент из мультфильма известного советского режиссера Дзиги Вертова, выцветшие журналы о стройке коммунизма трубили славу солдатам-красноармейцам. Из бытовой истории первого этажа на своих двоих можно телепортироваться в сокровищницу, размещенную на этаже втором, где за стеклами кубов хранятся ювелирные гранаты, регалии из бисера, значки из золота и серебра, советские броши.

Миновав декоративную арку, мы засвидетельствовали брак милитари и женственности. Свою лепту в агрессивную классику привнесли модерновые коллекции отечественных брендов: Ulyana Sergeenko, A la Russe, Gourji, Laroom и Masterpeace. Дизайнеры разной категории сделали вывод, что в любой ситуации женщина остается элегантной. Ульяна Сергеенко расцветила костюм тальер выбором неожиданно апельсиновой ткани, а на погоны прикрепила веточку рябины. Красный с оранжевым — тренд очень даже пламенный и вполне в духе колористики 9 мая. A la Russe традиционно лепит идеальные фигуры: французское кружево, любимое аристократками, с кофейным дафлкотом, а портупеей акцентировано внимание на талии сарафана из хлопка. La room укоротили платья из прекрасной эпохи и прописали их при помощи длины в 1960-х. Но фантазийным апогеем стали проделки Дмитрия Цветкова с верхней одеждой. Его шинели создавались для красоток-милитерок, обожающих гламур 80-х. Добротную шерсть окунули в фуксию и электрический фиолет и щедро декорировали блеском. А на батнике «Тайга» развивался целый экшн. Руки вверх поднимали человечки из мулине, испугавшись танков.

Из последнего по счету зала повеяло благодатью. С потолка свисали белые лилии, ниспадавшие на кутюрные платья от Ульяны Сергеенко. На стене летала неоновая голубка, которая устами куратора выставки рассказывала легенду: «Голубки Венеры свили гнездо в шлеме Марса, и он прекратил войну». Подвенечные платья закончили экскурсию. Небо расчистилось от туч, и мне стал предельно ясен смысл поговорки «Хочешь мира — готовься к войне». Так лучше подготовьтесь к ней на выставке милитерной одежды, чтобы хаос и разрушения никогда не наступили!

Арина Яганова