Шамиль Хаматов: «Я старался очень аккуратно манипулировать актрисами»

13 июля в театре «Современник» премьера! На Другой сцене покажут режиссерский дебют Шамиля Хаматова «Сказка на ночь». О том, почему в его постановке играют только девушки, Шамиль рассказал GRAZIA.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото: Ксения Наумова. Интервью: Денис Мережковский

GRAZIA: Насколько спектакль, в основе которого лежит поэма «Руслан и Людмила», опубликованная 198 лет назад, получился актуальным?

Шамиль Хаматов: Мы попытались поднять тему равнодушия в обществе. Сегодня мало что приводит в ужас – можно убить человека, показать это по телевизору, а ты будешь смотреть и дальше жевать свой салат. Но в первую очередь тема любви – вечная.

Жанр «Сказки на ночь» вы определили как фантазию. Что на сцене осталось от Пушкина, а что – плод вашего воображения?

Самое важное, что сохранилось, – линия Руслана и Людмилы. Очень хотелось рассказать историю про любовь. Мы не ставили внутренних границ – наоборот, достаточно безответственно подошли к материалу и понаблюдали, как со словом взаимодействует хореография, современная музыка, разные смыслы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее все исполнители – девушки. Почему?

Просто все парни были заняты в других спектаклях. (Смеется.) Сначала я даже немного расстроился, но потом подумал, что может получиться интересно... Три актрисы-героини, такая «святая троица», и три танцовщицы – бесполые существа из потустороннего мира, призраки.

Как работалось в женской компании? У вас и в постановочной части задействованы в основном девушки.

Да, многие уже пошутили на эту тему. Было тяжеловато. Все-таки парни способны сглаживать какие-то углы в работе. «Сказка» – моя первая режиссерская работа, и нужно было учиться находить подход к каждой, стараться не обидеть. Приходилось искать обходные пути и очень аккуратно манипулировать актрисами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каким режиссером вы стали в итоге? Деспотом или другом?

И тем и другим. Как актер, я отлично понимаю, что, если тебе не могут чего-то объяснить, это ужасно. Поэтому первостепенная задача для меня – устроить так, чтоб артисту было удобно. Если же он начинает сопротивляться, не предлагая в то же время собственных решений, могу включить босса и попросить сделать по-моему.

То есть к чужим предложениям вы относитесь внимательно?

Всегда. Важно, чтобы во время работы между режиссером и актерами существовал диалог. И в этом смысле я очень открыт.

Кстати, как вы восприняли мнение тех, кому «Сказка на ночь» не понравилась?

Нормально, я всегда прислушиваюсь к критике по делу. Но прекрасно понимаю, что тот же Пушкин «не святой» – если почитаете отзывы на «Руслана и Людмилу» того времени, то увидите: от поэмы не оставили камня на камне.

Есть ли планы поставить еще что-то?

Да, мне безумно понравилось. Процесс создания спектакля вызывает сумасшедший адреналин – с мыслями о нем встаешь утром и ложишься спать вечером. Это постоянное желание высказать свою внутреннюю позицию. И если получается, то очень щекочет нервы в хорошем смысле.