Возродил Gucci, совершил сексуальную революцию и переизобрел роскошь: история Тома Форда

27 августа дизайнеру исполняется 62 года. Не имея профильного образования, модельер смог возродить империю Gucci и стать одним из самых известных кутюрье в мире моды. Рассказываем захватывающую историю его успеха.
Том Форд на показе своего бренда
Том Форд на показе своего бренда
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от многих культовых дизайнеров Том Форд родился вдали от модных столиц. Модельер появился на свет в Техасе, в семье агентов по недвижимости. И пока его сверстники играли в футбол, он вдумчиво созерцал мир и самостоятельно переставлял мебель в доме. На его любовь к моде повлияли мать и бабушка. Первая одевалась сдержанно и изящно, вторая была образцом гипербализированно яркого техасского стиля. Именно эти два модных направления в дальнейшем и объединились в творчестве Тома.

Путь к моде

Том Форд после показа Gucci в 1999 году
Том Форд после показа Gucci в 1999 году
GettyImages

Том Форд не получил профильного дизайнерского образования — на его стиль влияло все то, что он видел вокруг. Уже на первом курсе Нью-Йоркского университета вместо того, чтобы изучать историю искусств, Том активно знакомился с ночной жизнью города. Например, он стал завсегдатаем клуба Studio 54 – обители тусовщиков и стиля диско. Отчислившись с факультета истории искусств, будущий дизайнер сфокусировался на курсах архитектуры в Parsons, а на последнем году обучения сменил направление, выбрав дизайн. Он понял, что мода – его призвание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Клуб Studio 54 в Нью-Йорке
Клуб Studio 54 в Нью-Йорке
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Найти первую работу в индустрии с дипломом архитектора было не так-то просто. Поэтому, чтобы устроиться к дизайнеру Кэти Хардвик, Том звонил в ее офис каждый день в течение месяца. И наконец-то удача ему улыбнулась. На собеседовании Форд признался, что один из его любимых брендов – Armani, чем внезапно покорил Кэти. Когда спустя несколько лет она спросила его, почему тогда он выбрал этот модный Дом, а Том ответил: «Потому что вы были в чем-то от Armani».

Эра Gucci

Линда Евангелиста на показе Gucci в 1996 году
Линда Евангелиста на показе Gucci в 1996 году
GettyImages
Кейт Мосс на показе Gucci в 1996 году
Кейт Мосс на показе Gucci в 1996 году
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кажется, Том Форд и Gucci были необходимы друг другу в одинаковой степени. Никому не известный американский дизайнер собрался покорять Европу, чтобы прикоснуться к истокам фэшн-индустрии. А в итальянской модной империи, к которой к 1990-м все потеряли интерес, не хотел работать ни один модельер. В 1990 году Том занял должность дизайнера женской линии Gucci, а уже через четыре года возглавил именитый бренд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Возрождение» c Gucci происходило постепенно, но уже ко второй половине 90-х Тому удалось превратить скучный закостенелый бренд в марку мечты. Дизайнер предлагал публике то, в чем она нуждалась — смелые сексапильные вещи, которые никогда не были вульгарными. Именно в тот период появились культовые бархатные костюмы, яркие атласные блузы, стринги с пряжками, которые обсуждают до сих пор. Во многом успех бренда обязан принципу sex sells, который Том вывел одним из первых. Рекламные кампании, в основе которых лежит эта формула, до сих пор считаются самыми провокационными. За время работы Форда в Gucci продажи компании выросли с 230 миллионов долларов до 3 миллиардов в год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Годы в Yves Saint Laurent

Yves Saint Laurent, осенне-зимняя коллекция 2001
Yves Saint Laurent, осенне-зимняя коллекция 2001
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1999 году Том Форд получил еще одно судьбоносное назначение. На этот раз он занял пост креативного директора женской линии Saint Laurent. Дизайнер бережно работал с архивами Дома, аккуратно добавляя к ним собственный стиль и уже знакомую всем нарочитую сексуальность. Женщина YSL за следующие пять лет стала еще более откровенной и уверенной в себе, при этом Форду удалось сохранить элегантность, заложенную в ДНК французского бренда. Его назначение снова ознаменовалось значительным ростом продаж. Однако некоторые все же считали, что Том забывал о наследии и привносил слишком много себя. В их числе был и сам Ив Сен-Лоран, активно критиковавший поздние коллекции американского модельера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сольная карьера

Реклама аромата Tom Ford for Men

После работы в Gucci и Saint Laurent Том начал сольную карьеру в 2005-м, запустив именной бренд. Интересно, что в первый год марка выпускала исключительно косметику и аксессуары. Впрочем, после оглушительного успеха Форда в Gucci и Saint Laurent все, на чем появлялось имя дизайнера, продавалось в одночасье. Популярность новому бренду принесли и откровенные рекламные кампании. В коллекциях Tom Ford роскошь граничила с сексуальностью – смелые образы, не оставлявшие простора для воображения, создавали из дорогих тканей. Американский дизайнер смог поставить свое имя в один ряд с именами тех знаменитых кутюрье, на которых он работал в начале карьеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна важная веха жизни Тома – кино. Карьеру Форд начинал в качестве модели и актера рекламы, а затем признавался в том, что именно эта индустрия всегда его вдохновляла. Став успешным в мире моды, дизайнер снял фильм «Одинокий человек», который номинировали на «Золотой лев», а его лента «Под покровом ночи» получила Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля