5 финансовых стереотипов из кино и сериалов, которые негативно влияют на нашу жизнь

Фильмы и сериалы дарят приятные эмоции, позволяют прожить опыт нескольких жизней и вместе с этим оказывают влияние на наше представление об окружающем мире — формируют установки, паттерны поведения и мышления, которые могут исказить представление о реальности. Екатерина Звонова рассказала, какие финансовые стереотипы укрепляет поп-культура.
ЕкатеринаЗвонова
Генеральный директор программы лояльности СберСпасибо

Миф 1: Если любит, то делает дорогие подарки

Иногда мы хотим, чтобы все было как в кино. Особенно, если это сериал «Секс в большом городе». Помните, как в одном из эпизодов Кэрри задумалась о приобретении совместной недвижимости с мужчиной ее мечты? Они обошли весь Манхэттен и, наконец, нашли «ту самую» квартиру на Пятой авеню — роскошную, светлую и очень дорогую. Биг тут же сообщил, что берет ее, когда увидел, что Кэрри в восторге. Кажется, что герой даже не раздумывал перед покупкой и легко расстался с крупной суммой, чтобы порадовать любимую.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из сериала «Секс в большом городе»
Кадр из сериала «Секс в большом городе»
imdb.com

Реальность: киноперсонажи ромкомов часто выражают любовь через дорогие подарки — такой прием помогает убедить зрителя в серьезности чувств героев, а вместе с этим нередко порождают неудовлетворенность собственной жизнью и завышенные ожидания. В реальном мире роскошные подарки требуют средств, которых может не быть в силу жизненных обстоятельств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Квартиру и другую недвижимость часто берут в ипотеку — это нормальная практика, которая позволяет выплачивать крупную сумму без непосильной нагрузки на бюджет. Обручальные кольца можно купить по акции (или как минимум приобрести в магазине, где можно получить за это хороший кешбэк бонусами), а путешествия — спланировать заранее и откладывать на них деньги вместе. От этого отношения не станут менее значимыми, а чувства – менее искренними. При этом не стоит забывать про ежедневные знаки внимания, которые доступны абсолютно любому: небольшие сюрпризы вроде цветов, романтического ужина или совместного уикенда.

Финансовый совет: если хотите порадовать партнера, но переживаете, что финансов может не хватить, продумайте расходы заранее — определите, какую часть дохода вы готовы выделить на спонтанные подарки без вреда для бюджета. Кроме того, прислушивайтесь к желаниям любимого человека — так вы сможете выбрать подходящий вариант и не потратить средства впустую.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф 2: Чтобы модно одеваться, нужно много денег

Она учится в частной школе, пьет кофе с подругами на ступеньках Метрополитен-музея и радует фолловеров модными образами — Джулиен Кэллоуэй, героиня новой версии «Сплетницы», приняла бразды правления от Блэр Уолдорф и теперь носит звание самой стильной девушки в городе. Признавайтесь, кто тоже кусал локти при просмотре и хотел бы оказаться в кругу манхэттенской элиты, жить красивую жизнь и носить вещи именитых дизайнеров?

Кадр из сериала «Сплетница»
Кадр из сериала «Сплетница»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальность: поп-культура активно навязывает нам установку, что титул самой стильной достается девушке из обеспеченной семьи. Для мира кинематографа выглядеть модно — значит одеваться в брендовых магазинах и носить одежду из последних коллекций. У героев сериалов и кино почему-то всегда находятся на это деньги — даже если они не наследники многомиллионной империи, а простые журналистки, юристки, врачи или учителя.

На самом же деле, стиль — это не про деньги, а скорее про умение сочетать одежду и выбирать вещи, которые подчеркивают достоинства. А модные предметы гардероба можно легко найти в магазинах масс-маркет-брендов или же в популярных сейчас секонд-хендах.

Финансовый совет: не стоит пренебрегать покупкой одежды по скидке или акции — выгодные предложения любимых брендов можно найти на маркетплейсах или в программе лояльности банка, которая предоставляет повышенный кешбэк на эту категорию покупок. Если в этом месяце одежда совсем не вписывается в бюджет, а выглядеть хорошо в новом сезоне хочется, можно присоединиться к свопу — принести туда свои ненужные вещи и забрать понравившиеся бесплатно. В основе такого способа лежит философия 3R (reduce, reuse, recycle), что позволяет заботиться не только о деньгах, но и об экологии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф 3: У состоятельных успешных женщин нет времени на личную жизнь

Успешная карьера сама себя не построит, поэтому образ состоявшейся бизнес-леди часто включает в себя стальной характер и занятой график. Помните фильм «Предложение»? Главная героиня Маргарет — сильная и независимая руководительница с высоким доходом, которая совсем не пользуется популярностью у подчиненных. Желание сохранить должность и финансовое положение заставляет девушку все время посвящать работе, а еще делает ее холодной и недоступной, что отталкивает мужчин.

Кадр из фильма «Предложение»
Кадр из фильма «Предложение»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальность: совмещать карьеру и личные отношения бывает непросто. Важно придерживаться принципа work-life balance и не впадать в крайности — не бойтесь показать свою слабость и на время отпустить контроль. В свободное от работы время уделяйте больше внимания любимому человеку, отдав бытовые дела на аутсорс — не зря же вы зарабатывали все эти деньги?

Наймите домработницу, закажите готовый рацион на месяц, купите робот-пылесос, который разве что окна сам не моет (робот-мойщик тоже существует), посудомоечную машину. Освобождение от бытовой рутины позволит проводить свободное время с удовольствием.

Финансовый совет: если партнера беспокоит большая разница в доходах, обсудите с ним ваши общие расходы и договоритесь о покупках, которые делаете только вы и только он, чтобы чувствовать равенство в отношениях. Многим подходит модель совместно-раздельного бюджета: на еду, квартплату, прочие постоянные расходы партнеры откладывают сумму, пропорциональную своему доходу, остальное — тратят так, как им захочется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф 4: Чтобы накопить, нужно строго ограничивать себя во всех желаниях

Скупость — еще одна популярная тема в сюжетах кинокартин. Даже при высоком доходе герои считают каждый цент и экономят на всем, чтобы стать чуточку богаче. Так делал и персонаж фильма «Жмот» Франсуа Готье — скряга с манией экономии, который готов был есть просроченные продукты, лишь бы не потратить лишнего. И хотя эта черта характера тут доведена до абсурда, многие всерьез считают жесткую экономию единственным способом накопить круглую сумму.

Кадр из фильма «Жмот»
Кадр из фильма «Жмот»
imdb.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальность: строгие ограничения лишают нас маленьких радостей. Даже если вы откажетесь от кофе на вынос, вы не сэкономите на первый взнос по ипотеке за год — так что пейте свой капучино с чистой совестью. К большим накоплениям нужно подходить совсем иначе — стратегически.

Финансовый совет: чтобы к концу месяца не остаться с отрицательным балансом на карте и чувствовать себя комфортно, можно заранее выделять в своем бюджете часть на спонтанные расходы — развлечения или приятные мелочи. Прогнозирование незапланированных трат даст вам ощущение контроля над ситуацией и избавит от лишней финансовой тревожности. При этом, если накопления являются вашей целью, их тоже нужно прописать в бюджете отдельной строкой — и откладывать положенную сумму каждый месяц на отдельный счет, лучше всего — сразу после получения зарплаты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф 5: Больше — не значит лучше

Многие фильмы транслируют классовое мышление: общество делит людей по доходу и статусу, а малообеспеченные герои становятся изгоями и объектами насмешек. Враждебный настрой по отношению к бедным часто встречается в картинах про школу и жизнь подростков, а еще — в фильме «Золушка», где девушка подвергалась нападкам со стороны богатых родственников и общества, которое ставит достаток на первое место.

Кадр из фильма «Золушка»
Кадр из фильма «Золушка»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальность: противопоставление — излюбленный прием поп-культуры, который часто докручивает ситуацию до максимума. Конечно, финансовое положение может повлиять на первое впечатление — по материальному состоянию делают предположения о статусе человека или характере. Тем не менее, поспешные выводы часто обманчивы, а при долгосрочном общении цениться будут личные качества, а не размер банковского счета — «встречают по одежке, а провожают по уму».

Финансовый совет: не стоит стремиться больше зарабатывать, только чтобы понравиться другим. Постарайтесь избавиться от этой установки и заняться тем, что приносит вам удовольствие. Если идеального рабочего места для вас не существует, вы можете создать его — сами или с единомышленниками, превратив бизнес в кооператив, как сделали владельцы одной известной кофейни в Москве, где доход делится между сотрудниками, есть минимальная и максимальная зарплата. Ещё один из вариантов — монетизировать хобби или творчество.

Поп-культура — это красивая картинка, построенная на стереотипах. Такой недостижимый идеал имеет мало общего с реальностью и точно не стоит того, чтобы на него равняться. Можно воспринимать кино как вдохновение, а улучшать свое финансовое положение по науке — планировать все заранее и придерживаться советов экспертов.