В МОИ РУКИ попал уникальный гламурный свидетель прошлого века: советский журнал мод Gracieuse. Именно такое «ужасное» иностранно-буржуазное название носил рисованный каталог, начавший рассказывать жителям СССР о фэшн-новинках сразу же после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Немыслимое в сталинскую эпоху издание появилось благодаря хрущевской оттепели и относительной либерализации советского строя. Глянцевый журнал выходил в конце 1950-х и начале 1960-х раз в полгода — зимой и летом.[CUT] В моем распоряжении оказался летний номер 1958-го. На его обложке зображена девушка в красном платье в мелкий черный горох. Она томно лежит на опушке и, кажется, болтает в воздухе ногами. Рядом с героиней — желтая шляпа с полями невероятного размера, украшенная букетом. Чуть выше порхает оранжевая бабочка. Девушка мечтательно держит во рту цветок, напоминающий одновременно лютик и пастушью сумку. Вся сцена наполнена покоем, счастьем и радостью. Представить, что красотка с обложки Gracieuse — трудящаяся какого-нибудь передового краснознаменного завода, валяльщица, доярка, ударница и комсомолка, решительно невозможно. Ее даже трудно определить в продавщицы ГУМа, хотя бы и самой лучшей и исключительно дефицитной секции. Журнал состоит из нескольких разделов: качественные рисунки одежды сопровождаются профессиональным описанием. Вот, например, таким: «весенний костюм новых линий из шерстяной ткани в клетку типа «пренс де галл». Или же: «баллонное пальто свободных линий». Вот еще: «летнее послеобеденное пальто из одноцветной шелковой ткани». К такому совершенно необходимо подобрать «послеобеденное платье из шелка-эксприме со свободной присборенной юбкой». Утром лучше нарядиться в «платье покроя «принцесс» из ажурного полотна». На морском курорте пригодится «пляжная жакетка из белого полотна». Для прогулки вдоль линии прибоя потребуется «комплект из брюк из поплина и верха из узорчатого полотна». Если вы приглашены на торжественный прием, то без «вечернего платья греческого покроя со сквозной плис-сировкой» просто не обойтись. Перед сном полагается приготовить «утренний халат из креп-сатина, с рукавами на резинке и двойной оборкой». И наконец, в своем надушенном будуаре не забудьте облачиться в «короткую ночную рубашку с маленькими штанишками». А в качестве зимнего варианта легко может выступить «пижама из светлого кашемира с эффектным турецким узором». На фоне этого фэшн-глоссария, составленного в СССР, «Словарь моды» Кристиана Диора 1954 года, недавно вышедший на русском языке в издательстве «Слово», выглядит блекло и даже как-то бездуховно. Советские женщины, рисовавшие на ногах стрелки, чтобы изобразить капроновые чулки, красившие ресницы и щеки гримом ВТО, жившие в коммунальных квартирах, где на один сортир претендовали сразу по двадцать человек, все же имели представление о будуаре, морском курорте, пляжной жакетке и утреннем халате. Словом, Gracieuse — это изуверская, но великолепная модная версия великой сталинской «Книги о вкусной и здоровой пище». У советского журнала Gracieuse есть и так называемая четвертая обложка — одно из самых «вкусных» рекламных мест в современном глянце. На ней нарисованы две женщины на цветущем лугу. Одна, в элегантной тельняшке в духе Готье и юбке-карандаше, весело ловит бабочек сачком. Вторая, в оранжевом платье силуэта new look, придерживает холеной рукой шляпку. Картина, как и было сказано, полна покоя, счастья и радости. Мода есть важнейшая мечта, и это лучше всех понимали те, кто никогда в своей жизни не видел абсолютно никаких стильных сезонных вещей. essay@imedia.ru

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Подпишитесь на рассылку лучших материалов Grazia

Спасибо!

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.