Как личная жизнь Поля Гогена превратилась в сплошной скандал

7 июня — день рождения знаменитого художника-постимпрессиониста, жизнь которого скорее напоминает сюжет авантюрного фильма, а не реальную историю
Поль Гоген
Поль Гоген
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поль Гоген — это тот человек, который всегда с легкостью как сходился, так и расставался со своими возлюбленными. Но особенный след в его биографии и творчестве оставили только две абсолютно разные женщины: грубоватая супруга-датчанка и тихая таитянка. Проведя 12 лет с первой, он бросил все и отправился в тропики, где и нашел свою вторую музу.

Хрупкое счастье

Гоген встретил юную Метте Софи Гад, гувернантку в семье премьер-министра Дании, в Париже в 1872 году. Тогда он работал в финансовой сфере. Молодые люди полюбили друг друга, и уже через год, в январе, они обручились, а затем и поженились. Совсем скоро у пары родился первенец, и казалось, что все идет хорошо: у Поля имелась высокооплачиваемая работа в банке, жалования хватало на все нужды. Деньги оставались даже на основное хобби Гогена — живопись: он любил коллекционировать чужие картины, а позднее и сам взялся за кисть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поль Гоген и Метте Софи Гад
Поль Гоген и Метте Софи Гад
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Со стороны казалось, что у Гогена образцовая семья. Пять замечательных детей, финансовая стабильность и бурная светская жизнь — что нужно еще для счастья? Но художника не устраивало, что искусство было не на первом месте в этом списке — ему хотелось постоянно творить и выставлять свои произведения. Однако Гоген выбрал для этого неудачное время, ведь в ту пору во Франции случился экономический кризис. Бросив работу, приносившую стабильный доход, он полностью посвятил себя искусству. Это решение привело к тому, что семья Гогена оказалась на грани нищеты. Переезд в Руан стал вынужденной мерой, направленной на снижение расходов.

«Метте, спящая на софе». Поль Гоген. 1875 год
«Метте Гоген, спящая на софе». Поль Гоген. 1875 год

Такие радикальные перемены не устроили мать семейства — она беспокоилась о своей судьбе и о судьбе детей, которые вынуждены были страдать в нищете. Но Гоген не собирался облегчать их долю и устраиваться хоть на какую-то работу. Метте протестовала, устраивала скандалы, а потом решила вместе с детьми уехать от супруга, больного своей мечтой, к своей родне в Копенгаген. Там она начала работать учительницей французского языка. И вскоре ей даже удалось убедить Гогена воссоединиться с семьей. Но в Копенгагене ему решительно не нравилось. В 1885 году Метте и Поль разошлись, после чего он вернулся в Париж.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Метте Гоген в вечернем платье». Поль Гоген. 1884 год
«Метте Гоген в вечернем платье». Поль Гоген. 1884 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на разрыв, бывшие супруги еще несколько лет будут продолжать переписку. Гоген делился с экс-женой своими мыслями и успехами, жаловался на неудачи. Но даже в письмах не обходилось без обвинений. Так, в 1856 году Поль заявил, что Метте — больше мать, чем супруга.

Подготовка к переезду

Любовь к ярким краскам и южным красавицам, судя по всему, была в крови у Поля. Его отец любил путешествовать, а мать была родом из Перу. Они даже осели в этой стране на некоторое время, бежав из Франции в 1850 году после полного разорения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До 7 лет Поль видел за окном буйные тропические пейзажи, которые будоражили его воображение всю последующую жизнь. Но счастье продлилось недолго: в 1855 году семье пришлось уехать обратно во Францию — в основном из-за гражданских конфликтов в Перу.

Пейзаж Таити
Пейзаж Таити

Все это повлияло на характер и предпочтения Поля. Ему нравилось путешествовать, как и его отцу. Так, он побывал в Чили и Бразилии, нанявшись на судно матросом. В 1891-м Поль загорелся идеей переехать на Таити, он считал это спасением от всех бед. И в этом же году Гоген организовал выставку своих картин, на продаже которых он заработал более 10 тысяч франков. Конечно, его бывшая жена и дети не получили ни сантима из этих денег. Вместо этого он закатил масштабную прощальную вечеринку перед своим отъездом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно, что до отъезда Гоген написал письмо бывшей супруге: «Моя дорогая Метте, знаю, насколько тяжелы для тебя эти дни, но зато будущее обеспечено, я был бы счастлив, много более счастлив, если бы ты могла разделить его со мной. А когда мы оба поседеем, и страсть будет уже не для нас, мы вступим в полосу покоя и духовного счастья, окруженные нашими детьми, нашей плотью от плоти. Уверяю, через три года я выиграю битву, и это позволит нам с тобой жить, не зная лишений. Ты будешь отдыхать, а я работать. И, может быть, когда-нибудь ты поймешь, какого человека дала в отцы своим детям. Прощай, дорогая Метте, прощайте, дорогие дети, не поминайте лихом. Когда я вернусь, мы поженимся снова. А пока — прими обручальный поцелуй».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пейзаж Таити
Пейзаж Таити

Но Поль своего слова не сдержал: Гоген никогда больше не видел жену и детей. В Париже художник оставил свою музу Жюльетту Юэ, которая была беременна от него. Это нисколько не волновало Гогена.

Ожившая мечта и разочарования

«Священная весна». Поль Гоген. 1894 год.
«Священная весна». Поль Гоген. 1894 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя 2 месяца Гоген наконец ступил на землю своей мечты и отправился постигать настоящую культуру Таити. Художник снял домик на побережье и с вдохновением принялся за написание портретов местных женщин. И вскоре Гоген встретил Теха'аману, 13-летнюю девочку, неиспорченную цивилизацией. Ноа Ноа (так Поль называл ее в своей книге) стала новой музой художника, она появилась на многих картинах того периода. Гогена привлекли в Техуре ее скромность и послушность. Кроме того, по словам друзей, она удовлетворяла его крайне необычные сексуальные желания. Но больше всего Гогену в Техуре нравилось то, что она была человеком совсем другой культуры: ее мысли и чувства было постичь европейцу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Возможное фото Техуры
Возможное фото Техуры
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Браки с туземками — привычное дело для приезжих иностранцев. Такие отношения по сути не имели никакой законной силы, а потому могли быть запросто расторгнуты. Да и сами таитянки воспринимали союзы с иноземцами как явление временное. Кроме того, отношения с Техурой были выгодны Гогену: она и ее родственники обеспечивали его едой абсолютно бесплатно. Однако художник все же любил свою смуглоликую музу: по-своему, но любил. По ночам он слушал местные легенды в ее исполнении, и они становились для Поля источником вдохновения.

Но в первый раз Гоген прожил на острове недолго: спустя какое-то время он вернулся в Париж, чтобы продать картины и выручить за них крупную сумму, достаточную для переезда. В 1895 году Гоген оставил Техуру с их общим ребенком, не дав ей никаких объяснений, и уехал.После возвращения он понял, что не может вернуть свою музу: она отказалась иметь с ним дело. К тому моменту его тело было покрыто множеством язв, вызванных сифилисом. Тогда художник закрутил романы еще с тремя таитянками. Всеми забытый и нищий, он умер в 1903 году из-за множества болезней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Две таитянки». Поль Гоген. 1899 год
«Две таитянки». Поль Гоген. 1899 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Техура после расставания с Гогеном вышла замуж за местного парня, супруги были счастливы в браке и стали родителями троих детей. Возлюбленная художника умерла в 1918 году: тогда бушевала эпидемия испанского гриппа. Спустя два года скончалась и Метте Софи Гад — ей было 70 лет, и она пережила как Гогена, так и двух своих детей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ