Ментор для бизнеса: кто это и когда он нужен

Большинство предпринимателей рано или поздно оказываются в ситуации, когда имеющихся результатов становится мало, а для роста чего-то не хватает. И тогда им на помощь приходят менторы. Кто это такие и как с ними работать — рассказывает Анастасия Любарская, эксперт в области маркетинга, бизнес-наставник, консультант по продажам.

Кто такой ментор

Ментор в бизнесе — это предприниматель, который уже прошел определенный путь в коммерции, а его результаты по выручке и прибыли в несколько раз выше, чем у вас. Он на этом съел собаку: ошибался, исправлял ошибки, совершал шаги назад, чтобы попробовать снова и по-другому. Так происходило, пока он не вывел «формулу успеха», которой теперь готов поделиться со своим учеником.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слово «ментор» пришло из древнегреческой мифологии. Так звали старого друга Одиссея. Отправляясь в Трою, Одиссей поручил Ментору взять на себя заботы о его доме, охранять Пенелопу и стать наставником его сыну Телемаху. На пути из точки А в точку Б ментор — проводник, за которым можно идти след в след. Он уже проверил разные гипотезы и нашел схемы, которые работают. Его опыт позволяет посмотреть на ситуацию сверху и увидеть, как можно обойти проблемные точки. Конечно, вы можете проделать этот путь самостоятельно, учась на собственных ошибках. Но зачастую для быстрого роста необходимо стать другим человеком и думать иначе.

Ментор для бизнеса: кто это и когда он нужен
Legion-Media

Как работать с ментором

Первое, что важно сделать при работе с наставником — обнулить собственный опыт. Ведь с ним вы еще не достигли точки Б, а с помощью и знаниями ментора достигнете. В конце концов, именно для этого вам и нужен ментор. Его план уже сработал: он масштабировал свой бизнес, имеет выручку и прибыль больше ваших. Если вы хотите оказаться в той же точке Б, что и наставник, необходимо следовать его инструкциям. Работа с ментором — это всегда рост за счет смены мышления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна причина, почему ментора стоит слушать безоговорочно, — он видит ваши ошибки и все камни преткновения, который мешают вашему росту. Независимо от сферы, он поможет найти проблемы в самой бизнес-модели и исправить их с наименьшими временными потерями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пример: Собственник инженерно-строительной компании с оборотом 60 млн в год месяц назад начал работать с ментором, владеющим предприятиями с оборотом 1 млрд в год. Наставник сразу увидел две ошибки. Во-первых, в компании неправильно составлялись сметы, из-за чего сильно снижалась прибыль; во-вторых, сама бизнес-модель оказалась малоэффективна. Благодаря корректировкам, которые предложил ментор, прибыль компании выросла более чем на 12% за месяц. Это феноменальный результат для консервативного строительного бизнеса. Находясь на своем уровне мышления, предприниматель не увидел бы этих ошибок, или осознал бы их спустя годы.

В чем ценность ментора

Ментор помогает своему ученику изменить мышление. Без этого финансовый прорыв невозможен. Изменения в мышлении коснутся вашей способности видеть возможности, принимать решения и в целом приведут к образу жизни, который даст дополнительные ресурсы. Это — главная ценность ментора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместе со сменой мышления, скорее всего, придет новое окружение. Если обратите внимание на то, в каких кругах вращается наставник, то увидите там людей с сопоставимыми достижениями и масштабами бизнеса, а то и круче. Вместе с ментором и вы сможете попасть в их общество. Считайте это бонусом, который достанется вам вместе с опытом наставника.

Пример: Сфера консалтинга. Один из самых частых запросов, с которым приходят к ментору, — выход на более высокий чек. Бизнес-консультант хотел увеличить стоимость услуг со 100 тыс. до 500 тыс. руб. За час разговора ментор подсветил возможность, которая для эксперта была не очевидна. Появилась задача найти в своем окружении людей, готовых купить услугу за более высокий чек, и предложить им ее.Сначала сработало внутреннее сопротивление автора запроса: казалось, что в его поле вообще нет таких клиентов. Но первичный анализ показал, что это не так. Эксперт провел консультации с тремя клиентами и одну из сделок закрыл с чеком 500 тыс. руб.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ментор для бизнеса: кто это и когда он нужен
Legion-Media

Как выбрать ментора

Ментор — это предприниматель, чьи результаты хотя бы в 2-3 раза, а лучше, если в 5-10 раз выше ваших. Он должен быть близок по духу, ценностям, увлечениям и жизненной позиции. Ведь за этим человеком вам предстоит следовать на предпринимательском пути, и будет сложно это сделать, если личность наставника и его образ жизни вам не импонируют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Менторов часто ищут в бизнес-клубах, профессиональных сообществах или на мероприятиях. Еще можно найти ментора среди своих действующих конкурентов. Проанализируйте нишу, выберите 10 сильнейших, а затем каждому из них напишите о поиске ментора и цели масштабировать проект.

Менторы работают с учениками на разных условиях — без оплаты и с ней. Второй вариант предпочтительнее, и лучше, если сумма окажется значимой для вас. Это заставит вас более ответственно подходить к проработке его заданий. При работе с наставником без оплаты есть риск расслабиться, покритиковать или обесценить предложенные решения, а также саботировать рекомендации учителя. Работа с ментором за деньги подстегнет вас и замотивирует доверять ему, чтобы как минимум отбить затраты, а максимум — выйти на новые прибыли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно ли менять ментора

Успешность и рост бизнеса зависят от настройки и результативности трех участков: маркетинга, продаж и исполнения. Они взаимосвязаны, и если проседает одна часть, то с остальными тоже будет не все гладко. Если нет трафика, то некому продавать и нечего выполнять. Если есть трафик, но проблемы на уровне отдела продаж, то можно не рассчитывать на хорошую прибыль. Если есть первое и второе, но не настроено исполнение, то будут недовольные клиенты, возвраты, жалобы, срывы сроков и так далее. То есть каждая из частей бизнеса влияет на прибыль, поэтому при работе с ними важна системность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пример: Салон красоты. Собственник поставил перед собой цель увеличить прибыль, настроив продажи, в которых были явные проблемы. В бьюти-нише есть много нюансов, связанных с поставками материалов, повышением квалификации мастеров, системными продажами и постоянными клиентами. Ментор помог перестроить все бизнес-процессы салона. В первую очередь наладили работу с постоянными клиентами: внедрили напоминания, дополнительные услуги, дополнительные продажи. Также автоматизировали поставки материалов. В результате за месяц работы прибыль удвоилась. Идеально, если вы сможете прокачать сразу все три составляющих. Но на деле проще начать с той сферы, где положение хуже всего. Соответственно, ментор вам понадобится именно под эту задачу. Придя к первой цели и обозначив себе следующую, можно выбрать другого наставника. Предприниматели, вставшие на путь работы с менторами, системно их меняют соответственно росту целей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ментор для бизнеса: кто это и когда он нужен
Legion-Media

5 секретов эффективной работы с ментором

  • Ответственность за продуктивность работы лежит только на вас. Неважно, сколько вы заплатили наставнику. Он сказал, как решить задачу, а вы уже делаете — только так это и работает. Поэтому изначально примите тот факт, что 90% ответственности ваши.
  • Научитесь задавать ментору правильные вопросы. Чем точнее задан вопрос, тем более конкретным будет ответ и выше результат.
  • Забудьте свой опыт и правила, по которым строился ваш бизнес ранее. Даже если в самом начале они работали, то сегодня они не способны привести вас к желаемым результатам. Во время работы с ментором вы должны безоговорочно применять то, что он рекомендует.
  • Определитесь с тем, чего вы хотите достичь. Ни один ментор не придумает цель за вас. Зато, когда есть понимание желаемого, наставник сможет подсказать, где есть проблема и как ее быстро решить. Наилучшее решение от ментора вы сможете получить, только если конечный результат будет вам действительно интересен.
  • Фиксируйте ежедневные итоги работы с ментором. Это может быть одна заявка или рост чека на 1% — важен любой положительный результат. Во-первых, это само по себе меняет мышление; во-вторых, формирует полезную привычку отслеживать показатели.

Неважно, в какой нише у вас бизнес. Если вы хотите его масштабировать, то самым эффективным решением будет купить опыт наставника и сократить свой путь к цели.