Почему вам стоит уделить вечер короткометражному кино: объясняет жюри ММКФ

Изучаем программу смотра
Гай Дэвис, Елена Хазанова и Марина Жигалова
Гай Дэвис, Елена Хазанова и Марина Жигалова
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Культурная жизнь столицы в эти дни сосредоточена вокруг 42-го ММКФ: в «Театре Мюзикла» скоро объявят победителей, в том числе в конкурсной программе короткометражного кино. Жанр часто оделяет вниманием широкий зритель. И очень зря.

«Часто в коротком метре можно высказаться мощнее и глубже, чем в полнометражной картине. Для меня это совершенно особый жанр,» — говорит председатель жюри Марина Жигалова, продюсер и режиссер. С ней согласны и коллеги, Елена Хазанова и режиссер из Великобритании Гай Дэвис. Все они считают, что главная прелесть короткого метра — в свободе от условностей «большого кино». Разумеется, жанр бросает авторам свои вызовы, однако трудности, связанные с небольшим хронометражем, не важнее, чем шанс быть услышанным. Запретных тем для участников конкурса нет: по словам жюри, главное, чтобы «любое художественное решение было обосновано».

Часто в коротком метре можно высказаться мощнее и глубже, чем в полнометражной картине.

Среди 14 фильмов-участников как минимум два обращаются к социальной проблематике: это «Сулус» Анастасии Борисовой и «Руки» Кати Скакун. Главные героини картин противостоят гендерному насилию: одна пытается вернуть ребенка, похищенного у нее бывшем мужем, и сталкивается с коррумпированной полицией, вторая — пытается найти в себе силы, чтобы дать отпор мужу-абьюзеру. Тот факт, что режиссеры сами женщины и плотно работают с собственным бэкграундом (Борисова родилась в Якутске и своей работой отчасти осветить еще и реалии региона), заставляет внимательно девушек слушать и верить им.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Сулус»
«Сулус»

«Очень много короткометражных фильмов рассказывают о человеческих отношениях, о социальных вопросах, о возможности погружения, адаптации одного "маленького человека" в общество,» — говорит Марина Жигалова, отвечая на вопрос о тенденциях внутри жанра.

Марина Жигалова
Марина Жигалова

Нельзя не отметить и другую закономерность. Жанр короткометражки располагает к доверительному, интимному повествованию и этюдности. Отсюда — истории об эфемерной гранью между детством и юностью («Июль 96-го»), случайных встреч («Золотой дождь», «Платье») и незначительных на первый взгляд событий, переворачивающих жизнь («Чистота»).

«Я посмотрела работы и была приятно удивлена их количеством и широтой географии. Это потрясающее разнообразие культур, поэтому я ожидаю разных уникальных подходов и решений авторов,» — говорит председатель жюри. Марина сама была участницей конкурса пару лет назад и еще помнит свое волнение в день объявления результатов. Победа, по ее мнению, и признание коллег — стимул, который дает внутреннюю свободу. Зрительское признание не менее важно. Уже нашли своего фаворита?

«Июль 96-го»
«Июль 96-го»