Сначала стихотворение. Называется «47 лайков», автор Гор Мэтти. Я его перевел в такси по дороге домой и опубликовал в Facebook. Вот оно:
«Уже 47 лайков набрал мой пост. Сорок семь.
А твоего все нет.
На этой фотографии все, что ты любишь:
туман, мегаполис, одиночество и велосипедистка в желтой куртке.
А подпись? Ты ценишь такие шутки… Но теперь молчишь. А уже 47 лайков. И ты в сети —
об этом кричит зеленый огонек рядом с твоим именем.
Ну не могу же я вот так взять и позвонить тебе. Ты сначала должна заметить.
И как бы дать мне знак: типа я прощен. И будто бы между нами не было этой ужасной недели…
47. И два репоста».

Мы не раз слышали о том, что интернет-технологии только способствуют одиночеству людей. Что виртуальная реальность заменяет подлинную. Что само понятие «социум» постепенно растворяется во всемирной паутине, потому что люди теперь знакомятся там, любят там, ссорятся там. Мы больше не заходим к соседям за солью и не натягиваем велосипедную цепь мальчишке с нашего двора. Слышали. Но я, публикуя стихотворение, решил в этом лишний раз удостовериться.

На самом деле ничего я не переводил, а сочинил стихотворение сам. Сознательно прикрылся чужим именем, чтобы не было неловкой ассоциации. Это был чистой воды досужий эксперимент в автомобильной пробке: придумать вот такую короткую социальную драму.

Я представил, как бы это выглядело раньше, во времена живых разговоров. Молодой человек волнуется, переживает. Она не звонит. И он загадывает: «Вот сейчас я вытащу штекер телефона из розетки, вставлю его обратно, и тогда она позвонит». Или: «Вот сейчас я почищу зубы — и обязательно раздастся звонок».

Подумал: а как это может выглядеть сейчас? И родился такой парень — фотограф, влюбленный в девушку, которая, в свою очередь, любит велосипеды. Ну, в общем, я кликнул на значок «опубликовать» в Facebook и стал ждать результата. Он не заставил себя ждать. Цифры менялись со скоростью табло в аэропорту.

Пресловутые 47 лайков были набраны за первые две минуты. Посыпались комментарии. Типичный: «Это очень трогательно. Каждый из нас, размещая фотографию, пост, меняя статус, надеется, что это затронет душу того самого важного человека. И все остальные 47, 147, 1147 лайков не имеют никакого значения». И еще, например: «Вот такая она теперь — Романтика 2.0. Зеленый огонек, репосты и лайки. Ну и немного про туман, мегаполис и одиночество…»

Кто-то попросил меня опубликовать оригинал, и я тут же перевел стихотворение в Google с русского на английский. «Оригинал» собрал еще кучу репостов. Кто-то потешил мое тщеславие, написав: «По-русски как-то более трогательно получилось, спасибо!»

Я вспомнил певца Шнурова, который давно, на заре карьеры, пел: «Когда нет денег — нет любви!» Теперь, когда Сергей капитализировал свой талант, он честно изменил одно слово в этой песне, и сейчас на концертах она звучит так: «Когда есть деньги — нет любви!» Я послал ему эсэмэску с предложением совсем нового варианта: «Когда нет лайка — нет любви!»

Однако отреагировал не он, а певица Женя Любич, тоже из Петербурга. Через неделю она рассказала мне, что, вдохновленная стихотворением американского парня (почему американского, интересно?), написала песню 149 Likes. И ее очень тепло принимает публика. Теперь это хит.

А само стихотворение до сих пор бродит по сети. Теперь оно заразило «ВКонтакте».

Да, про несделанную фотографию, вот она: мужчина, сидящий на заднем сиденье такси, как и все вокруг, утомленный пробкой, уткнулся в телефон. Обыденная картина, если не знать, что сейчас он зачем-то проводит социальный эксперимент. Это несделанный автопортрет, извините.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Подпишитесь на рассылку лучших материалов Grazia

Спасибо!

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.