3 октября на экраны выходит фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение». Редактор GRAZIA Наталья Сысоева встретилась с исполнительницей одной из ролей Ренатой Литвиновой и узнала, в каком необычном амплуа мы ее скоро увидим и почему актриса живет на две страны.
Рената Литвинова
Рената Литвинова

GRAZIA: Рената, расскажите, почему фильм получил такое интересное название?
РЕНАТА ЛИТВИНОВА: Потому что это действительно вечное возвращение! В картине постоянно повторяется один и тот же эпизод, но всякий раз его играют разные актеры. Как кинопробы. Изначально картина так и называлась — «Кинопробы». Но в итоге Кира добавила сцену, где в зале включается свет и два человека обсуждают кусочки, которые отснял умерший режиссер, не успевший довести ленту до конца. И по сюжету для продолжения дела нужны деньги, которые один персонаж клянчит у другого — видимо, богатого мецената. Эти эпизоды такие болезненные, уничтожающие, выстраданные, что превращают обрывки проб в законченное киновысказывание Киры Муратовой. Кстати, по дерзости сюжетов я считаю ее самой молодой из режиссеров. Это изумляет, что так можно!

GRAZIA: У ленты непростая судьба. Сначала ее показали на Римском кинофестивале, потом она долго путешествовала по другим смотрам, успела получить «Нику», но до зрителей доходит только сейчас. Почему так получилось?
Р.Л.: Это арт-проект, и лента сложна для проката. Директора кинотеатров прежде всего оценивают, смогут ли заработать фильме. Знаете, у нас все кричат о квотах для русского кино, некоммерческих лент, но их как не было, так и нет! Пути, по которым можно дорваться до зрителя, минимальны — пожалуй, это лишь «Закрытый показ» на Первом канале, который Костя Эрнст когда-то придумал, посмотрев нашу же картину «Богиня: Как я полюбила». И если ты снимаешь подобные фильмы, то уже готов, что их можно будет увидеть только на кинофестивалях или на «Показе». На мой взгляд, то, что «Вечное возвращение» выходит в прокат, — просто чудо.

GRAZIA: В анонсах картины композитором значится Земфира. Она действительно писала музыку к фильму?
Р.Л.: Это ошибка. Просто Кира как-то пришла на концерт Земфиры в Одессе во время тура с пластинкой «Спасибо» и услышала, как певица в шутку спела отрывок из оперы «Кармен»! Кира была так поражена, что позвонила Земфире и попросила исполнить фрагмент выступления. Так что композитор скорее Бизе, чем Земфира. А она лишь появляется в кадре на экране телевизора, который смотрят герои. Кстати, я слышала, что в юности Земфиру звали в оперный театр!

Рената Литвинова
К съемке для Grazia Рената подошла так же ответственно, как и к работе над новым фильмом Киры Муратовой

GRAZIA: Честно говоря, сложно представить…
Р.Л.: Но она сама и отказалась.

GRAZIA: Главный герой «Вечного возвращения» одновременно любит и жену, и любовницу. Как вы думаете, можно ли испытывать подобные чувства сразу к двум людям?
Р.Л.: Мужчины в большей степени склонны, чем женщины, любить… не в единственном числе, так скажем. Есть люди абсолютно моногамные, а есть те, кому необходимо «разветвляться». Лично я — старой закалки человек и не готова делить свою любовь с кем-то еще. Но теоретически могу найти объяснение полигамности. Узаконено же в восточных странах многоженство. Если ты способен содержать несколько женщин, то пожалуйста. С возрастом все важнее пресловутое духовное родство, а не физиология. Но не все такие, как я.

GRAZIA: Некоторые критики назвали фильм «Вечное возвращение» комедией. А вам по душе смешные роли?
Р.Л.: Мои сцены в картине — точно в этом жанре. И я получала большое удовольствие оттого, что можно импровизировать, казаться экзальтированной и играть «не по тексту». Это же такая редкость — быть смешным.

GRAZIA: Да, вас обычно представляют очень серьезной!
Р.Л.: Неужели? Вообще даже в своей недавней картине «Последняя сказка Риты» я умудрилась сыграть Смерть с комедийными элементами! Были и другие смешные роли, правда, небольшие. Например, в фильме «Сердца бумеранг» Коли Хомерики у меня была роль гадалки. Получилась абсолютная импровизация, текст придумывала на ходу. Брала левую руку своего партнера Александра Яценко, смотрела и говорила, что у него вообще все обрывается, и «усиливала» линию жизни, прорисовывая ее поглубже шариковой ручкой! Вышло очень смешно. На Московском кинофестивале, где картина была в конкурсе, ко мне подошла член жюри Джеральдин Чаплин и сказала, что я потрясающая комедийная актриса! Очень приятно. Русские коллеги никогда с такими словами не подходили. Но это уже о другом.

Рената Литвинова
Кадр из к/ф «Вечное возвращение»

GRAZIA: В каких ролях мы увидим вас в ближайшее время?
Р.Л.: Скоро в МХТ им. Чехова выйдут «Братья Карамазовы». Сначала я репетировала Грушеньку — роль, о которой мечтала Мэрилин Монро, кстати. А потом все поменялось, и я теперь буду играть Лизу — девушку-калеку, которая не может ходить.

GRAZIA: Чем эта роль вам интересна?
Р.Л.: Тем, что на нее меня пригласил Константин Богомолов. Это первично: надо всегда работать с яркими, талантливыми режиссерами. А во-вторых, роль столь бездонна — это же Достоевский! Невероятные тексты: трогательные, современные, смешные, демонические и гениальные!

GRAZIA: Ваша дочь учится во Франции. Часто ее навещаете?
Р.Л.: Да, я теперь живу на две страны. Дело в том, что я разочаровалась в русской системе образования, во всем, что происходит в школах. У Ульяны были какие-то адские задания, которые мы вместе порой делали до 12 ночи — и все равно не успевали! Не понимаю, как это может вынести маленькое существо, у которого, получается, даже нет детства, потому что на него не хватает времени! Когда я училась, то делала задания за час. Но не могу сказать, что нынешние школьники умнее. Они совсем не читают книг, не знают историю. А во Франции Ульяне очень нравится. Она изменилась и повзрослела. Но, если честно, я очень не люблю все эти разговоры про личную жизнь и дочь.

GRAZIA: Но так уж получается, что публике всегда интересно, как живут известные люди. Например, очень трудно представить, как вы готовите себе вечером ужин!
Р.Л.: С большим рвением я делаю завтраки — обожаю длинные утренние разговоры за чаем, когда можно обсудить дела. И все съесть без зазрения совести! А ужины я себе одной не готовлю, кстати. Ради кого-то могу приготовить, но для себя одной — нет.

<iframe width="640» height="360» src="//www.youtube.com/embed/MV5NINVy4UQ» frameborder="0» allowfullscreen=""></iframe>

ФОТО: НИКОЛАЙ ЗВЕРКОВ, АРХИВ GRAZIA. СТИЛЬ: АЛИСА ЖИДКОВА. МАКИЯЖ И ВОЛОСЫ: АНДРЕЙ ДРЫКИН@THE AGENT ДЛЯ M.A.C, PANTENE PRO-V И ORIBE. НА РЕНАТЕ: ШЛЯПА, MAISON MICHEL; ДЖЕМПЕР И ЮБКА, CHANEL; ЧАСЫ, RADO. БЛАГОДАРИМ РЕСТОРАН «ТУРАНДОТ» (ТВЕРСКОЙ Б-Р, 26/5) ЗА ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СЪЕМКИ