Служенье муз: 6 знаменитых балерин, которые изменили историю

Балерины в России никогда не оставались без внимания

Мари-Анн де Камарго

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прима Парижской Королевской академии музыки Мари-Анна де Камарго (1710-1770) спровоцировала революцию в балете и моде XVI века. До нее танцовщицы ходили по сцене в юбках до пят, и все тяжелые прыжки выполняли мужчины. Чтобы разнообразить свой репертуар прыжков, Камарго первой укоротила свою балетную юбку и обнажила лодыжки. В то время парижанки подхватили возмутительную свободу на грани скандала, и длина женских юбок медленно поползла вверх. Позже Камарго отказалась от каблуков и дала еще один толчок развитию парижской моды.

Мария Тальони

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна «революционерка» из парижской Гранд-оперы, балерина в третьем поколении Мария Тальони (1804-1884) — первая танцовщица, надевшая пачку и вставшая на пуанты. Это произошло в балете «Сильфида», написанном специально для Марии ее отцом Филиппо Тальони.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мария гастролировала по всей Европе, в 1837 году приехала на три года в Россию, и вскоре весь Санкт-Петербург лежал у ее ног. Говорят, что несколько экзальтированных российских фанатов выразили ей свою любовь весьма необычным способом: за 200 рублей (за эту сумму можно было получить восемь парадных рубашек, 200 килограммов чая или 600 гусей) они купили ее пуанты, чтобы их приготовить, приправить соусом и съесть.

После смерти звезды у танцоров появилась привычка оставлять свои первые пуанты на могиле Тальони в Париже. Довольно часто они ошибаются с кладбищем, и вместо Пер-Лашез, где похоронена Мария, пуанты везут на Монмартр к могиле ее матери Софии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Софья Фёдорова

В историю балета Софья Фёдорова (1879-1963) вошла как Фёдорова Вторая, поскольку, когда её приняли в труппу Большого театра, в кордебалете уже была её однофамилица. Техника этой цыганки по крови была не без изъянов, но благодаря бурному темпераменту и искусству перевоплощения её характерный танец приводил зрителей в экстаз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танцуя Жизель в апреле 1913 года, Фёдорова напугала публику слишком натуралистичным изображением сумасшествия и смерти своей героини. Балерина так глубоко погрузилась в роль, что её стали преследовать сильные неврастенические припадки, которые позднее развились в болезнь. Вскоре ей пришлось всё больше времени проводить в психиатрических клиниках и всё меньше — на сцене. Когда Фёдоровой становилось лучше, с ней желали работать такие знаковые фигуры, как Анна Павлова и Сергей Дягилев. Однако болезнь взяла своё.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анна Павлова

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В собрании керамики «Кусково» есть сразу две знаменитые фарфоровые скульптуры, посвящённые великой Анне Павловой (1881-1931). Скульптор Серафим Судьбинин запечатлел балерину в образе Жизели в сцене гадания из одноимённого балета. Работая над эскизами во время гастролей труппы Павловой в Англии в 1913 г., он стал свидетелем начинавшейся павломании, вскоре охватившей весь мир. Судьбинин писал в Петербург, что «один Лондон в один день раскупит 500 экземпляров. Популярность Павловой здесь громадная, а после ряда статей в лондонских журналах о том, что её фигура будет выполнена на Императорском фарфоровом заводе, здесь только и ждут появления этой работы в свет».

В советское время модель Судьбинина выполнялась с разными вариантами росписи, однако самый правильный — кусковский, в точности копирующий костюм, сделанный по эскизу известного художника Леона Бакста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая статуэтка стала данью памяти великой балерине, скончавшейся во время гастролей в Гааге в 1931 году. Скульптор Наталия Данько сделала её по фотографии 1915 года. Она выбрала образ «Умирающего лебедя», который принёс Павловой мировую славу и стал символом русского балета. Говорят, что последними словами балерины были: «Приготовьте мой костюм лебедя».

Тамара Карсавина

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имя Тамары Карсавиной (1885-1978) в наши дни знакомо лишь знатокам балета, но в начале XX века она не уступала в известности Павловой. По сути, две эти примы, танцовщик Вацлав Нижинский, балетмейстер Михаил Фокин и антрепренёр Сергей Дягилев и превратили словосочетание «русский балет» в бренд, который узнал весь мир.

Она позировала Валентину Серову, Леону Баксту, Мстиславу Добужинскому, Сергею Судейкину, Зинаиде Серебряковой, ей посвящала стихи Анна Ахматова, а в 1914 году в честь неё был выпущен поэтический сборник «Букет для Карсавиной», составленный из стихов модных поэтов того времени. Образ балерины проник и в английскую литературу: герои Агаты Кристи восхищаются Карсавиной в детективе «Таинственный мистер Кин», лично знакомый с танцовщицей автор «Питера Пэна» Джеймс Барри вывел её в пьесе «Правда о русских танцорах» под именем Каррисима.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Майя Плисецкая

После того как Галина Уланова завершила карьеру в 1960 году, примой Большого театра стала Майя Плисецкая (1925-2015). Несмотря на разницу в возрасте в 14 лет, двух великих балерин многое связывало. И ту, и другую учила известная в прошлом танцовщица Елизавета Гердт, на пару они исполняли главные женские роли в балетах «Бахчисарайский фонтан» и «Каменный цветок», их фарфоровые миниатюры оказались бок о бок и в балетной серии Елены Янсон-Манизер. Эти фигурки стоящих на носках танцовщиц словно продолжали линию, начатую статуэткой судьбининской Карсавиной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Балерина запомнила на всю жизнь ещё одно выступление в «Раймонде». Дата врезалась в её память — 4 марта 1953 года, за день до смерти Сталина. Накануне по радио обнародовали бюллетень о здоровье вождя, из которого было понятно, что дни его сочтены. Люди вокруг надеялись на чудо, а Плисецкая танцевала в тот вечер, желая этой смерти всеми фибрами души — её отца расстреляли в 1938-м как шпиона и предателя, а мать осудили на восемь лет и отправили на вольное поселение с грудным ребёнком на руках, младшим братом балерины.